Аренда территории общего пользования

Аренда территории общего пользования

Участок территории у моего дома администрация сдала в аренду человеку, не имеющему к территории никакого отношения. Данная территория находится в непосредственной близости к въездным воротам моего дома (примерно в одном метре). Имеет ли право администрация сдавать постороннему человеку в аренду эту территорию? Если да, то как можно обжаловать результат этого аукциона?

На основании п. 3 ст. 129 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Согласно п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 этой статьи (например, в случае предоставления земельного участка юридическим лицам в соответствии с распоряжением высшего должностного лица субъекта РФ для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения).

Участниками земельных отношений на основании п. 1 ст. 5 ЗК РФ являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В соответствии с п. 1 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

Результаты аукциона можно обжаловать в судебном порядке, при условии, что при проведении торгов был существенно нарушен порядок его проведения.

Данная право установлено ст. 449 ГК РФ, согласно п. 1 которой торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если:

— кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах;

— на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена;

— продажа была произведена ранее указанного в извещении срока;

— были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи;

— были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Согласно п. 2-3 ст. 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги. Расходы организатора торгов, связанные с применением последствий недействительности торгов и необходимостью проведения повторных торгов, распределяются между лицами, допустившими нарушения, повлекшие признание торгов недействительными.

На основании данных положений гражданского и земельного законодательства можно сделать вывод о том, что администрация муниципального образования имела право предоставить земельный участок, находящийся в муниципальной собственности по договору аренды, который был заключен на торгах, любому гражданину РФ, который по результатам проведения торгов был признан победителем.

Тем не менее согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Для того чтобы выяснить, не нарушены ли ваши права действиями администрации муниципального образования либо арендатором земельного участка, необходимо, в первую очередь, определить, где проходят границы земельного участка, принадлежащего вам на праве собственности (аренды), а также границы сданного в аренду спорного земельного участка.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона РФ от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч. 10 указанной статьи при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Если вам не известно, где проходят границы вашего земельного участка, необходимо посмотреть данные межевого плана при его наличии, изучить правоустанавливающие документы на принадлежащий вам земельный участок. Такими документами могут быть договор купли-продажи, договор аренды земельного участка, иные документы. В правоустанавливающих документах должен быть указан кадастровый номер земельного участка. Зная кадастровый номер земельного участка, можно запросить сведения из кадастра недвижимости, единого государственного реестра недвижимости. Данные сведения предоставляются Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии. Также можно воспользоваться данными публичной кадастровой карты, которые расположены в свободном доступе на официальном сайте Росреестра в Интернете.

К основным сведениям об объекте недвижимости, согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В реестр прав на недвижимость вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Читайте также:  Возраст выхода на пенсию по северному стажу

Кадастровые карты представляют собой составленные на картографической основе тематические карты, на которых в графической форме и текстовой форме воспроизводятся сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»)

Если ваш земельный участок не был поставлен на кадастровый учет либо поставлен на кадастровый учет без проведения межевания, необходимо обратиться к кадастровому инженеру. Деятельность кадастровых инженеров регламентируется положениями Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Кадастровый инженер выполняет работы в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Результатом кадастровых работ является межевой план (ст. 37 указанного закона). После получения межевого плана земельный участок необходимо поставить на кадастровый учет в предусмотренном гл. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» порядке.

После определения прохождения границ вашего земельного участка будет видно, не занимает ли арендатор спорного земельного участка часть земельного участка, принадлежащего вам.

В случае если выяснится, что границы спорного земельного участка были увеличены за счет уменьшения границ вашего земельного участка либо самовольного занятия вашего земельного участка третьим лицом, вы имеете право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права и требовать восстановления положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок.

Согласно п. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем:

1) признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

2) приостановления исполнения не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления;

3) приостановления промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геолого-разведочных, поисковых, геодезических и иных работ в порядке, установленном Правительством РФ;

4) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Способы защиты гражданских прав также приведены в ст. 12 ГК РФ.

Статья 304 ГК РФ определяет, что собственник вправе требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Кроме этого, если границы сданного в аренду земельного участка в результате кадастровых работ были уточнены, например, в связи с отсутствием сведений о них в едином государственном реестре недвижимости, то на основании ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О кадастровой деятельности» местоположение границ земельного участка подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками.

Также необходимо определить, не проходит ли между вашими земельными участками дорога, так как дорога является земельным участком общего пользования и в силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ не подлежит приватизации. Соответственно арендатор спорного земельного участка не вправе занимать территорию дороги и ограничивать право на проезд.

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Кроме этого, п. 1 ч. 1 ст. 90 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» устанавливает, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.

Рекомендую также проверить, не нарушаете ли вы сами обязательные нормы и правила.

Например, согласно п. 6.7 Свода правил СП 53.13330.2011 "СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения". Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*, утвержденных приказом Минрегиона России от 30.12.2010 N 849, минимальные расстояния до границы соседнего участка по санитарно- бытовым условиям должны быть от:

— жилого строения (или дома) — 3 м;

— постройки для содержания мелкого скота и птицы — 4 м;

— других построек — 1 м;

— стволов высокорослых деревьев — 4 м, среднерослых — 2 м;

— кустарника — 1 м.

Расстояние между жилым строением (или домом), хозяйственными постройками и границей соседнего участка измеряется от цоколя или от стены дома, постройки (при отсутствии цоколя), если элементы дома и постройки (эркер, крыльцо, навес, свес крыши и др.) выступают не более чем на 50 см от плоскости стены. Если элементы выступают более чем на 50 см, расстояние измеряется от выступающих частей или от проекции их на землю (консольный навес крыши, элементы второго этажа, расположенные на столбах и др.).

При возведении на садовом, дачном участке хозяйственных построек, располагаемых на расстоянии 1 м от границы соседнего садового, дачного участка, скат крыши следует ориентировать таким образом, чтобы сток дождевой воды не попал на соседний участок.

Читайте также:  Как оформить доверенность без нотариуса

Улицы, проезды, дороги, парки, леса – земли, используемые в качестве путей и для обеспечения отдыха граждан, а так же иные, на которых удовлетворяются нужды поселений различного масштаба все это земли общего пользования.

На данных землях возводятся строения и здания капитальные, для обеспечения жизнедеятельности поселений, а так же разрешено сооружение легких построек типа киосков, палаток, не приносящих ущерб целевому назначению земель.

Если у Вас есть вопросы, позвоните по телефону 8 (495) 899-04-20 или 8 (800) 333-64-32 (звонок по России бесплатный) или задайте вопрос с помощью формы на сайте. Наши юристы готовы ответить и дать разъяснения, рекомендации. Принять непосредственное участие в решении проблемы.

Использование, аренда.

Использование земель общего пользования гражданами происходит бесплатно, каждый волен передвигаться по дорогам, и отдыхать в парке.

Земельные участки, относящиеся к категории общего пользования находятся в управлении администрации того населенного пункта, в котором они расположены.

При определенных ситуациях возможно ограничение пользования данными землями в целях обеспечения безопасности, либо в охранных целях. Примером может служить запрет купания в водоемах, при обнаружении инфекции в воде или запрет на нахождение в лесу, при опасности возгорания торфяников.

Аренда земли общего пользования может осуществляться в поселениях, как организациями, так и гражданами для размещения на них или использования данных участков, в целях обеспечения жизнедеятельности поселения.

Какие-либо работы, мешающие использованию данных земель по целевому назначению возможны лишь с разрешения администрации поселения и должны носить временный характер.

В городе Москва, земли общего пользования находятся в ведении администрации города. Граждане и организации используют земли как в порядке бессрочного пользования, в порядке срочного безвозмездного пользования, и так же арендуя участки земли. В большинстве случаев, договор аренды земельного участка заключается с организацией или гражданином, предпринимателем, победившим на торгах или в конкурсе, аукционе. На конкурс выставляется только право аренды участков земли, сформированных и прошедших кадастровый учет.

Договор на аренду заключается непосредственно с обратившимся, без проведения конкурсов в следующих случаях:

  • В случае изымания арендуемого участка для нужд города, и предоставления арендатору иного участка;
  • Если участок необходим для обеспечения деятельности государственной власти и выполнения городом функций столицы;
  • При обращении арендатора объекта капитального строения, являющегося собственностью города;
  • Обращения собственника объекта капитального строительства;
  • Некоторых иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Срок аренды земельных участков различен и варьируется от года до 49 лет. Если участок зарезервирован для государственных нужд, то срок аренды не превышает срок резервирования. Если планируется размещение объектов не капитального строительства, то срок аренды не превышает пяти лет. Если заключается договор на аренду земли под капитальным строением, то его срок от 25 до 49 лет, и может устанавливаться по соглашению сторон. Если земельные участки расположеныв границах земель общего пользования, то срок аренды не превышает одного года.

Договор аренды с городом в Москве заключатся за плату. Без уплаты денежных средств заключаются договора в случае:

  • Передачи в аренду земли собственникам, находящихся на них строений;
  • Аренде земли для исполнения функций города – столицы, для целей обеспечения функционирования органов государственной власти;
  • В случае пролонгации, заключенного ранее договора аренды;
  • При передаче в аренду земельного участка, арендатору, принадлежащего государству сооружения;
  • Некоторых иных случаях.

Общие земли СНТ, ГСК.

Земли общего пользования в СНТ, ГСК – земли дорог, водоемов, переулков проходов, места разворотов, спортивные площадки, площадки для сбора мусора.

В большинстве своем земли садоводческих некоммерческих товариществ и гаражно — строительных кооперативов переданы им либо в аренду на 49 лет, либо на праве постоянного – бессрочного пользования.

Оформление.

Оформление земель общего пользования, в соответствии с современным законодательством обязательно.

Закон устанавливает необходимость передачи в собственность земельных участков СНТ, ГСК, получившим свои земли из земель государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов за плату или бесплатно, когда это предусмотрено государством. Причем, в собственность земли общего пользования передаются СНТ и ГСК – бесплатно.

Члены СНТ или ГСК, должны провести общее собрание, на повестке которого будет рассматриваться вопрос о необходимости приобретения земельного участка. При принятии решения, либо председатель, либо лицо имеющее право представления интересов объединения граждан, подает заявление соответствующей формы в органы государственной власти, являющиеся собственником земли.

Приложением к заявлению будут следующие документы:

  • Выписка из протокола собрания, подтверждающее принятие решения о приобретении земельного участка;
  • Копия документа, подтверждающего принадлежность участка земли СНТ или ГСК, его размеры идентификационные данные;
  • Учредительные документы организации;

Органы власти получив заявление, в течениидвух недель принимают решение об удовлетворении просьбы или отказе.

Налоги.

Налог на земли общего пользования, подлежит уплате, как и иные налоги, установленные государством.

СНТ или ГСК как юридическое лицо, обязаны уплачивать налоги. Суммы налогов за земли общего пользования, взимаются обычно, равными частями с каждого участка/гаража, принадлежащего члену.

Размер налога рассчитывается на основе кадастровой стоимости земельного участка.

Основаниемопределения кадастровой стоимости земельных участков служат удельные показатели кадастровой стоимости, рассчитываемые на основе кадастровой стоимости единицы площади земель данного населенного пункта, или земель «кадастрового квартала» в составе поселения по видам использования земель.

Для получения «свежей» кадастровой стоимости участка, необходимо проведение специфичных работ. Межевание земли общего пользования позволит уточнить и четко установить границы земель, составить межевой план участка.

Самозахват земель.

Захват земли общего пользования – распространенное явление, как в садовых товариществах, так и в гаражно – строительных кооперативах.

Бороться с таким поведением участников организаций можно лишь, используя авторитет коллектива и мнение окружающих. Самовольно сносить заборы, портить чужое имущество нельзя, так как данные действия будут расцениваться, как нарушение законодательства и виновники могут быть привлечены к ответу.

Если же уговоры не помогают, необходимо обращаться в суд и требовать устранения нарушений.

Читайте также:  Как перевести ребенка из школы в школу

Истцом в данном случае будет выступать СНТ либо ГСК, ведь именно им передано право использования земли. Кроме непосредственно заявления в суд необходимо предоставить документально подтверждение размеров участка и размеров и границ земель общего пользования.

Юристы компании «ЮК ТРИУМФ» оказывают полный спектр услуг по сопровождению и решению земельных споров и любых споров, связанных с земельными правоотношениями.

  • Оказываем помощь в сборе документов для получения земель общего пользования в аренду;
  • Оказываем услуги по оформлению земель общего пользования в собственность;
  • Решаем споры по использованию земель общего пользования;
  • Составляем иски и поддерживаем в суде, по вопросам использования земель общего пользования;
  • Принимаем участие в решении иных земельных вопросов.

Мы готовы решить Ваши проблемы – звоните 8 (495) 899-04-20 или 8 (800) 333-64-32 (звонок по России бесплатный), и мы начнем действовать.

Какие права могут возникнуть у лица по отношению к земельному участку общего пользования? Возможно ли приобретение права собственности на него, допустима ли аренда?

Самое «минимальное», что имеется в таких случаях – это право пользования. Это, как минимум, право присутствия на этом участке (за исключением оговоренных законом случаев). Но, могут ли возникнуть другие права?

Согласно п.3 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О приватизации государственного и муниципального имущества", собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

По желанию собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, соответствующий земельный участок может быть предоставлен ему в аренду на срок не более чем сорок девять лет, а если объект недвижимости расположен на земельном участке в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, — на срок, не превышающий срока резервирования земель, если иное не установлено соглашением сторон.

Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка.

Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Согласно п.5 ст. 39.20, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

При этом, в соответствии с п.6 ст. 39.20, любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

Таким образом, для приобретения участка в собственность необходимо согласие ВСЕХ собственников зданий, сооружений и помещений в них. Тогда как для заключения договора аренды достаточно желания одного из собственников. Кстати, администрация может заявить иск в суд о принуждении к аренде (п.8 ст. 39.20 ЗК РФ).

Существует запрет на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в общем пользовании. Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

  • изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков,
  • резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

При этом п.12 ст. 85 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Поэтому не получится оформить в собственность участок общего пользования. А вот аренда его – вполне допустима.

Таким образом, даже если земельный участок относится к категории общего пользования, даже если он зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, тем не менее, возможна его аренда со стороны собственников объектов недвижимости (зданий, сооружений), расположенных на нем. Более того, они (эти собственники) даже ОБЯЗАНЫ взять в аренду соответствующие земельные участки – это прямо требует закон.

Если же администрация отказывает в аренде (или выкупе), то она должна иметь для этого законом регламентированные доводы. Эти доводы потом можно будет обжаловать в судебном порядке, в соответствии с главой 22 КАС. Да, именно — по КАС РФ, а не по ГПК РФ, ибо спор о праве в данном случае отсутствует.

Если же лицо (физическое или юридическое) не является собствеником ни одного из объектов недвижимости, находящейся на земельном участке или недвижимость построена им самовольно (в частности, без соответствующего разрешения), то, конечно, при этом о приватизации этого участка речи вообще не идет. В таком случае возможна лишь аренда или выкуп — и то, и другое исключительно с разрешения администрации.

Примечание : Речь здесь также не идет о собственниках так называемых линейных объектов (газопроводов, кабелей сетей телекоммуникаций, опор электропередач и др.), которым, в общем случае, земельные участки, на которых находятся принадлежащие им линейные объекты, в собственность не предоставляются (если они не получили такие участки в собственность ранее). Использование таких участков, как правило, осуществляется на праве аренды или сервитута.

Ссылка на основную публикацию
Андрей зыкин вконтакте воткинск
Три случая, когда ГИБДД не лишит прав «за двойную сплошную». Практически каждый водитель в курсе, что если ты заехал на...
Адрес электронной почты ерц мо рф
105066, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б Адрес электронной почты: erc@mil.ru "Горячая линия" Единого расчетного центра Министерства обороны Российской Федерации:...
Адрес плательщика в квитанции на госпошлину
Квитанция на оплату госпошлины — очень важная бумага, по которой осуществляются выплаты в государственный бюджет. Необходимо максимально ответственно подойти к...
Анкета государственного гражданского служащего
Информация об изменениях: Распоряжением Правительства РФ от 16 октября 2007 г. N 1428-р в настоящее распоряжение внесены изменения Распоряжение Правительства...
Adblock detector