Договор взаиморасчетов между организациями образец

Договор взаиморасчетов между организациями образец

Условия договора

Контракты по взысканию задолженностей могут составляться как на полную их сумму, так и на часть. Характеристики взаимозачетов и требования к ним описаны в Гражданском кодексе РФ. Основными характеристиками договора взаимозачета будут выступать следующие условия:

  • стороны сделки по взаимозачетам имеют двусторонние требования по своевременному погашению задолженностей;
  • форма оплаты и валюта взаимозачетов должны быть идентичны для обоих контрагентов;
  • договорные даты по оплате поставок товаров, выполнению подрядных работ или оказанию услуг просрочены, за исключением некоторых обязательств.

Закон запрещает заключение договоров взаимозачета в следующих случаях:

  1. когда речь идет о расчетах за нанесенный здоровью гражданина вред;
  2. когда деньги выделяются на пожизненный уход;
  3. при исполнении решения судебных органов о взимании алиментов;
  4. по истечении сроков давности претензий.

В указанных контрактах должны быть указаны точные суммы долгов и отдельно отмечены платежи по налогу на добавленную стоимость. Перед заключением договора бухгалтерии обеих организаций проводят сверку взаимозачетов. Оформленный в результате таких действий акт входит в состав приложений к договору. Сопутствующая документация о наличии взаимных долгов также прилагается к контракту.

Форма договора

По усмотрению сторон форма контракта может быть произвольной в зависимости от предъявляемых контрагентами требований. Ограничителями являются лишь правила делопроизводства. Как правило, в тексте договора нотифицируются следующие обстоятельства и условия:

  1. Время и место оформления сделки.
  2. Полные наименования организаций (предприятий), заключающих договор.
  3. Паспортные данные доверенных лиц, представляющих интересы своих организаций.
  4. Перечень задолженностей с указанием конкретных сумм. В реестре должны быть ссылки на определение ролей контрагентов в качестве кредиторов или должников. Документальная аргументация (со ссылками на номера и даты соответствующих контрактов) появления долгов также необходима.
  5. Порядок исчисления задолженностей. Сумма, подлежащая указанию в договоре после проведения расчетов, такова: вся сумма, принимаемая в зачет при идентичности задолженностей обеих сторон; разница при несовпадении сумм долгов, подлежащая выплате кредитору.

В заключительной части договора указывается дата его вступления в законную силу, почтовые адреса и банковские реквизиты участников сделки. Затем следуют подписи полномочных представителей сторон и печати организаций.

Взаимозачеты между предприятиями довольно часто применяются в предпринимательской практике, однако неоднократное их применение приводит к повышенному вниманию со стороны государственных органов контроля.

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

В настоящее время довольно большую часть среди организационных форм предприятий занимают малые коммерческие образования, такие как индивидуальные предприниматели (ИП) и общества с ограниченной ответственностью (ООО), одной из основных проблем таких образований является нехватка финансовых средств для расчёта с партнёрами за оказанные услуги или приобретения тех или иных товаров.

Читайте также:  Акт начала строительных работ

И именно для таких организаций, актуально заключение договора взаимозачёта. Все плюсы и минусы такого договора рассмотрим в этой статье.

Для чего нужен договор взаимозачёта

Иногда случается, что между двумя или более предприятиями возникают коммерческие отношения, но денег для расчета с контрагентами не хватает, что делать?

Либо брать кредит, либо приостанавливать коммерческую деятельность, что не выгодно, либо применять такую схему, как расчет между собой без финансовой составляющей, то есть без перевода денег со счёта одной организации на счёт другой.

Осуществляется это заключением договора взаимозачёта. Так одна фирма, например, поставляет свои товары или услуги в обмен не на деньги, а на товар или услуги фирмы-партнёра по договору, такая операция ранее носила название «бартер».

Это довольно удобно, так как не нужно изыскивать средства на оплату, и в то же время расчёт за деньги всегда намного предпочтительнее такого, по сути, обмена.

Плюсы и минусы взаимозачёта

Плюсом таких операций, как уже было сказано выше, является то, что для расчётов не требуются финансы, достаточно того, чтобы между сторонами возникли финансовые обязательства, проще говоря, каждая из сторон в таком договоре должна друг другу ту или иную сумму, но вместо денег, расчет производится товарами, стоимость которых равна, тем самым гасятся долги, возникшие между партнёрами.

Но есть и много минусов таких расчётов. Рассмотрим их. Расчёт за деньги практически всегда предпочтительнее для бизнеса, сложность с оценкой товаров и услуг, применяемых для взаимозачёта, может испортить отношения между партнёрами, всегда хочется купить дешевле, продать дороже, непрозрачность таких договоров может привлекать излишнее внимание налоговой инспекции к организациям, злоупотребляющим такой формой расчетов.

Важно очень грамотно и с предельной точностью составить текст самого договора, следует учитывать и фиксировать в нем все нюансы сделки, суммы, сроки и обязательства, если взаимозачёт происходит между более чем двумя предприятиями, задача усложняется в разы, так как нужно учесть интересы каждой из сторон.

Прибегать к взаимозачёту следует только в случаях крайней необходимости, проводя расчеты традиционно, за деньги, этим вы избавите себя от многих трудностей и финансовых потерь.

Читайте также:  Афоризмы про котов смешные

Ниже расположен типовой бланк и образец договора взаимозачета вариант которого можно скачать бесплатно.

Составление соглашения о взаимозачете происходит в случаях, когда две стороны сделки договариваются между собой о полном или частичном взаимозачете средств по договору.

Условия, на которых может проводиться взаимозачет

Взаимозачет позволяет оплачивать полученные товары или услуги во встречном порядке.

В непростых рыночных отношениях многие предприятия малого сектора экономики испытывают те или иные проблемы с финансами – часто их недостает, они бывают вложены в оборот, товар и т д., а между тем рассчитываться с партнерами необходимо. Тут как нельзя лучше подходит взаимозачет.

Ключевые условия для воплощения этого способа расчетов:

  1. наличие как минимум двух договорных обязательств в отношениях между компаниями. При этом по одному из них каждая организация должна быть кредитором, по второму – должником: таким образом происходит взаимное «перекрытие» долгов. В некоторых случаях во взаимозачетах участвуют сразу несколько предприятий – закон это вполне допускает.
  2. однородный характер обязательств (к примеру, в виде финансов), кроме того необходимо, чтобы для выполнения зачета были отведены определенные сроки или же оговорена возможность востребования.

Организации могут использовать взаимозачет не на весь размер обязательств, а частично, иными словами можно совершать зачет в размере наименьшего долга. Остальную часть допустимо доплачивать в денежном выражении.

Положительные и отрицательные стороны взаимозачета

Взаимозачет имеет как свои плюсы, так и минусы.
К плюсам относится то, что такой зачет можно проводить без участия финансовых средств, а, например, при использовании каких-либо товаров или услуг, что, соответственно, ведет к уменьшению затрат и сохранению наличности.

Одновременно данная методика расчетов имеет и исходящие из этого минусы, к которым, в первую очередь, относится то, что для любого бизнеса наиболее выгодным и интересным является именно поступление финансовых средств.

Подобного рода сделки, особенно совершаемые с определенной регулярностью, часто привлекают внимание налоговиков при проводимых ими проверках, что зачастую влечет наложение на компании различного рода штрафов.

Именно поэтому к практике взаимозачетов лучше прибегать только в самых крайних случаях, когда другие формы расчетов по каким-то причинам невозможны. А в соглашения о зачете следует максимально тщательно и детально прописывать все нюансы сделки.

Читайте также:  Временная регистрация в омске

В каких случаях нельзя использовать взаимозачет

Законодательство определяет ситуации, в которых использование взаимозачета исключено: в первую очередь это случаи, когда возникает требование о возмещении причиненного ущерба здоровью. С полным перечнем таких исключений можно ознакомиться в 411 статье ГК РФ.

Кто формирует соглашение

Составлением соглашения может заниматься представитель любой из сторон: любо юрист предприятия, любо сотрудник отдела бухгалтерии, либо специалист того структурного подразделения, в ведении которого находятся договоры, по которым достигнуты компромиссы на условиях взаимозачета. Важно, чтобы этот человек имел представление обо всех деталях договорных обязательств, а также был знаком с правилами составления подобного рода бумаг.

Как составить бумагу

Соглашение о взаимозачете не имеет унифицированной единой формы, поэтому представители предприятий и организаций могут писать его в произвольном виде или по образцу, разработанному и утвержденному внутри фирмы.
Главное, чтобы по своей структуре данный документ соответствовал определенным нормам делопроизводства, кроме того, в плане содержания он должен включать некоторые обязательные сведения. К ним относятся:

  • наименование организаций, между которыми формируется соглашение, их реквизиты;
  • место и дата составления бланка.

В основной части документа следует обязательно зафиксировать:

  • факт достигнутого соглашения;
  • ссылку на договоры, по которым оно проводится.

Если есть какие-то дополнительные условия или документы, которые прилагаются к данному соглашению, их необходимо отметить отдельным пунктом.

Нюансы оформления соглашения между организациями

Оформление соглашения, также как и его содержание полностью отдано на откуп работникам компаний. Его можно писать на обыкновенном листе бумаги любого удобного формата или на фирменном бланке какой-нибудь из организаций, от руки или в печатном виде.
Далее бумагу подписывают директора или их представители с обеих сторон. Подписи в обязательном порядке должны быть «натуральными».

Если организации используют в своей деятельности печати и штампы, то бланк соглашения следует завизировать.

Соглашение делается в двух идентичных и равнозначных экземплярах – по одному для каждой из заинтересованных сторон. После того, как документ будет оформлен и завизирован, он должен быть зарегистрирован в журнале учета документов у каждой из компаний. В дальнейшем документ служит основанием для проведения соответствующих бухгалтерских операций.

Хранить соглашение следует вместе с договором в отдельной папке на протяжении периода, установленного законодательством РФ или внутренними нормативно-правовыми актами фирм (но не меньше трех лет).

Ссылка на основную публикацию
Договор без подписи но с печатью
Юристы подскажите, пожалуйста, верно ли то, что если в договоре стоит печать компании (написано "Для документов АгентМедиа Сервис"), то подпись...
Длящимся административным правонарушением является
Когда уполномоченный орган выявляет длящееся административное правонарушение, срок давности он считает особенным образом. И сослаться на его истечение практически невозможно....
До какого возраста можно получить высшее образование
До какого возраста можно получить высшее образование Как получить бесплатное второе высшее образование Как получить образование за рубежом Что говорит...
Договор безвозмездного пользования на неопределенный срок
DimaBaranow / Depositphotos.com В системных письмах Минфина России от 15 декабря 2017 г. № 02-07-07/84237 и от 30 ноября 2017...
Adblock detector