Дополнительные платные образовательные услуги в школе

Дополнительные платные образовательные услуги в школе

Государственные и муниципальные образовательные организации вправе оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

Платные дополнительные образовательные услуги предоставляются с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан. Эти услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета: взамен или в рамках основной образовательной деятельности.

Платные дополнительные образовательные услуги могут быть оказаны только по желанию обучающихся, а обучающимся в дошкольных и общеобразовательных организациях — по желанию их родителей (законных представителей). К ним относятся услуги, выходящие за рамки основной образовательной деятельности, предусмотренной государственными образовательными стандартами, и оговоренные в уставе образовательной организации.

Не могут считаться платными дополнительными образовательными услугами , предоставляемыми государственными и муниципальными образовательными организациями:

  • снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ государственных образовательных стандартов;
  • реализация основных общеобразовательных программ и программ повышенного уровня общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными организациями в соответствии с их статусом;
  • факультативные индивидуальные и групповые занятия;
  • курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

Привлечение на эти цели средств родителей (обучающихся) не допускается.

См. также:

Есть вопросы, на которые вы не смогли найти ответы по ссылкам выше? Задавайте их на форуме или по электронной почте eduweb@garant.ru. Мы постараемся на них ответить.

Пользователи соцсети "ВКонтакте" могут обсудить проблемы общего образования в нашей группе "ГАРАНТ. Образование". Специально для вас мы открыли обсуждение "Общее образование". Обсуждайте, задавайте вопросы, помогайте отвечать. Добро пожаловать!

Правовое регулирование оказания платных образовательных услуг носит сложный характер и осуществляется не только нормами законодательства об образовании, но и нормами гражданского законодательства. Наибольшее распространение получило оказание платных дополнительных образовательных услуг в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях. Оказание платных образовательных услуг по основным общеобразовательным программам в основном реализуется в частных образовательных организациях.

При оказании платных образовательных услуг необходимо руководствоваться основными федеральными законами: «Об образовании в Российской Федерации», № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», «О некоммерческих организациях», «О защите прав потребителей», «Об автономных учреждениях», Гражданским кодексом РФ.

Договор на оказание образовательных услуг

Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает, что платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счёт средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг (ч. 1 ст. 101). Данное определение соответствует определению договора возмездного оказания услуг, данного в ст. 779 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым «по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги».

Федеральный закон № 273-ФЗ несколько изменяет подходы к правовому регулированию договорных отношений в сфере образования. В нём содержится ст. 54 «Договор об образовании», которая носит комплексный характер, регламентируя как соглашения, заключаемые при приёме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица (платные образовательные услуги), так и соглашения между образовательной организацией и обучающимся (его законным представителем) при предоставлении образования за счёт средств соответствующего бюджета.

Такой подход, с одной стороны, позволяет в Федеральном законе № 273-ФЗ не дублировать нормы о содержании основных характеристик образования для двух, по сути, разных видов договоров, поскольку они не имеют существенных отличий. С другой стороны, следует иметь в виду, что правовая природа таких договоров отличается. Это подтверждается и тем фактом, что заключение договора об образовании в школе за счёт бюджета, исходя из ст. 53 Федерального закона № 273-ФЗ, не предшествует возникновению образовательных отношений, следовательно, не может являться обязательным, в отличие от случаев приёма на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц, когда договор оказания платных образовательных услуг должен быть заключён до издания приказа о приёме, таким образом, такой договор обязателен.

Платные образовательные услуги оказываются для удовлетворения личных потребностей граждан, получающих образование. В связи с этим гражданин, в отношении которого оказываются платные образовательные услуги, охватывается термином «потребитель» Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300–1 «О защите прав потребителей» как «гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», а на указанные правоотношения распространяется законодательство о защите прав потребителя. Аргументы судебной практики о действии Закона РФ «О защите прав потребителей» в отношении договора оказания платных образовательных услуг не теряют своего значения после принятия Федерального закона № 273-ФЗ. Так, например, Президиум Верховного Суда Российской Федерации делает вывод, что, «поскольку договор об оказании платных образовательных услуг — это возмездный договор, в силу которого образовательное учреждение оказывает услугу по обучению гражданину (обучающемуся) в приобретении навыков и знаний, на рассматриваемые отношения распространяется действие Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Читайте также:  Декларация на ребенка при продаже квартиры

Таким образом, заключение договора на оказание платных образовательных услуг является обязательным, в отличии от договора об образовании за счёт средств бюджета.

Информационная открытость по вопросу оказания платных образовательных услуг.

При организации платных образовательных услуг необходимо:

  • принять совместно с Управляющим советом (иным органом государственно-общественного управления образовательной организацией) образовательной организации решение об организации платных образовательных услуг и определить их перечень. При подготовке перечня платных образовательных услуг необходимо: а) учитывать ресурсы образовательной организации (кадровые, материально-технические); б) изучить запросы (предложения) обучающихся и их родителей (законных представителей);
  • оформить принятое решение приказом руководителя образовательной организации, в котором определить: ответственных лиц, состав участников, организацию работы по предоставлению платных образовательных услуг (расписание занятий, режим работы и т. п.), преподавательский состав;
  • утвердить: учебный план, учебные программы, штатное расписание, служебные инструкции;
  • разработать локальные акты и документацию: положение об оказании платных образовательных услуг, должностные инструкции, график (расписание) оказания платных образовательных услуг, договор об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе;
  • разместить информацию об оказании платных образовательных услуг на информационном стенде и школьном сайте;

Порядок оказания платных образовательных услуг.

Необходимо отметить, что ряд ранее действующих нормативно-правовых актов утратил свою силу, а именно:

— постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 29, ст. 3016);

— постановление Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2003 г. № 181 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. № 505» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 14, ст. 1281);

— постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2005 г. № 815 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 1, ст. 156);

— постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 682 «О внесении изменений в Правила оказания платных образовательных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 38, ст. 4317).

На сегодняшний день порядок оказания платных образовательных услуг прописан в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 г. № 706 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг». В связи с этим, образовательным организациям необходимо пересмотреть свои локальные акты и привести их в соответствие с действующим законодательством.

Договор на оказание платных образовательных услуг должен содержать следующую информацию:

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя — юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя — индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Отдельно отметим, что согласно пункту 15 правил оказания платных образовательных услуг «сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ на дату заключения договора». Таким образом, информация об оказываемых платных услугах на официальном сайте образовательной организации всегда должна быть в актуальном состоянии.

Читайте также:  Вступительный взнос в снт отменен

Как урегулирована ответственность сторон? Настоящий порядок предусматривает ответственность как заказчика услуг, так и исполнителя. В пункте 17 указано, что «при обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объёме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Кроме того, «заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора».

Договор на оказание платных образовательных услуг может быть расторгнут и по инициативе исполнителя. Данные основания указаны в пункте 21 настоящих правил:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, после уплаты налогов в соответствии с действующим законодательством, по усмотрению общеобразовательной организации направляются на расходы, связанные с её деятельностью, в том числе на оплату труда работников (включая начисления на заработанную плату), на покупку учебных и учебно-методических пособий, канцелярских товаров, оплату коммунальных платежей и иных услуг. При этом необходимо помнить, что объём планируемых доходов и расходов по платным образовательным услугам должен быть отражён в плане финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации.

Платные образовательные услуги. Из опыта работы

., директор ГБОУ СОШ № 92

Нужно ли в школе организовывать платные дополнительные услуги? Многие, отвечая на этот вопрос, будут ратовать за социальное равенство, вспомнят про то, что в наше нелегкое время лучше, чтобы в школе все было бесплатно. Лучше ли?

Дополнительное образование призвано, прежде всего, расширить сферу образовательных услуг, дать возможность учащимся получить знания, которые выше государственных образовательных стандартов или не входят в перечень образовательных программ.

Организация дополнительных платных образовательных услуг в школе нужна, для того чтобы каждый учащийся имел возможность получить интересующие его знания и навыки в своей школе не зависимо от того наберется ли группа в 15 учащихся, или только 7–10 человек, а может, и еще меньше.

Следует также заметить, что это еще и дополнительные средства для развития материально-технического обеспечения школы и заработка педагогов. Помимо всего, как показал опыт, в сфере внебюджетного дополнительного образования как со стороны педагогов, так и со стороны родителей и их детей ответственность за процесс обучения возрастает.

Платные образовательные услуги в нашей школе существуют с 2000 года. Ежегодно наряду с 15–17 объединениями на бюджетной основе работают 4–7 внебюджетных объединений. Мы не агитируем, а хотим поделиться опытом организации.

Как следует действовать при организации платных дополнительных образовательных услуг в школе?

Подготовительный этап.Первоначально следует обратить внимание на нормативную базу.

Это, прежде всего устав, в котором должна быть прописана возможность оказывать школой платные дополнительные услуги, а также указан перечень направлений дополнительного образования, реализуемые в школе. Перечень так же должен быть указан и в лицензии образовательного учреждения.

Виды деятельности, которые подлежат лицензированию, установлены в Федеральном законе от 01.01.2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также в постановлении Правительства РФ № 000 от 01.01.2001 г.

Рекомендации по составлению статьи в уставе школы можно найти в сборнике « Нормативно-правовая база дополнительного образования детей» издательства «Школьная книга» выпущенного в 2006 году.

Выяснить необходимость предоставления дополнительных образовательных услуг (в том числе и платных) в школе можно на основе изучения спроса учащихся и их родителей (законных представителей). Анализ проводится путем опросов, собеседований, приема обращений и предложений от граждан.

Читайте также:  Игровой клуб сони плейстейшен

Затем следует определить возможности школы:

· проанализировать состав педагогического коллектива по квалификации и опыту;

· просмотреть наличие необходимых помещений и состояние материально­-технической базы школы;

· создать программно методическое обеспечение, т. е. подобрать типовые или уже апробированные программы по различным направлениям, которые можно было бы освоить (при этом педагоги могут предложить свои авторские программы, которые необходимо утвердить на методическом или педагогическом совете школы);

· Результаты анализа можно свести в единую таблицу (Приложение ).

Также необходимо составить положение о платных образовательных услугах в школе. Рекомендации по составлению такого положения прописаны в том же сборнике « Нормативно-правовая база дополнительного образования детей» издательства «Школьная книга» выпущенном в 2006 году.

Проведя подготовительный этап можно приступить к непосредственной организации внебюджетных образовательных услуг на учебный год.

Для этого необходимо:

· провести рекламную компанию с предложениями по дополнительным услугам на текущий год с помощью рекламных листовок, плакатов, стендов, выставок, показательных выступлений и др.;

· провести предварительную запись в секции, объединения, творческие коллективы;

· составить и утвердить учебный план, расписание занятий;

· рассчитать стоимость дополнительных образовательных услуг, исходя из количества учащихся, количества часов в каждой группе.

(Рассчитывая сумму платы за обучение, необходимо обратить внимание на требования к определению цены услуги. Они содержатся в ст. 709 ГК РФ, где указывается, что цена в договоре включает компенсацию издержек и определяется путем составления сметы. Кроме того, общие положения о цене таких услуг приведены в ст. 424 ГК РФ. Так, в ней указывается, что исполнение любого договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Следовательно, какую плату назначить за обучение, решает само образовательное учреждение, но при нужно исходить из фактических расходов.);

· заключить трудовые соглашения с педагогами на выполнение работы по оказанию платных дополнительных услуг ( Приложение );

· заключить договора с родителями учащихся.

(Нормативно-правовой базой, которая регламентирует форму и содержание договора с заказчиками услуг являются : гл. 39 ГК РФ, Федеральный закон № 000-1 от 01.01.2001 г. «О защите прав потребителей», примерная форма договора, утвержденная приказом Минобразования России № 000 от 01.01.2001, приложением №1 к приказу Минобразования России от 01.01.2001 г.;Отношения, возникающие между образовательным учреждением и родителями (иными законными представителями) обучающихся при оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования, регулируются Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 000 от 01.01.2001);

· провести родительские собрания групп дополнительного образования, оформить протоколы с подписями об ознакомлении с Правилами оказания платных образовательных услуг и Правилами внутреннего распорядка школы;

· издать приказы по школе об организации платных образовательных услуг по каждому направлению отдельно (см. приложение № 4);

· составить смету затрат на оказание платных образовательных услуг, на каждую услугу отдельно.

(Смета является обязательным элементом организации платных образовательных услуг. Это закреплено в п. 19 раздела II Постановления Правительства РФ № 000. Состав статей и подстатей расходов и их значение приводятся в Приложении № 13 к «Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ».);

· раздать квитанции для оплаты (см. приложение № 5).

(Оплата дополнительных платных образовательных услуг производится в сроки, указанные в договоре по безналичному расчету через отделения Сбербанка. Форма квитанции согласуется с казначейством.);

Приказом директора школы назначается куратор сети платных дополнительных услуг по школе, который отвечает за организацию образовательного процесса, выполнение программ и ведение документации.

Документация, сопровождающая учебный процесс внебюджетного дополнительного образования

Учебный процесс внебюджетного дополнительного образования сопровождают следующие документы:

· План работы по контролю за организацией платных образовательных услуг.

· Циклограмма деятельности куратора и педагогов дополнительного образования.

· Ведомость контроля оплаты родителями предоставляемых услуг.

· Календарь отработанных учителями часов платных образовательных услуг.

· Ведомость начисления заработной платы и учета расходов.

· Табель начисления заработной платы

· Протоколы заседаний методического объединения педагогов, работающих в системе платных образовательных услуг.

· Статистические и аналитические материалы по наполняемости групп, занятости учащихся школы и др.

· Информационный стенд для родителей и учащихся (основное содержание см. приложение № 2).

(«Правила оказания платных образователь­ных услуг», утвержденные постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 Г. № 000 (с изменением от 1 апреля 2003 г.), точно устанавли­вают объем информации, кото­рую школа обязана предоставить родителю.).

Надеемся, что приведенный алгоритм действий позволит Вам, уважаемые коллеги, организовать платные (внебюджетные) образовательные услуги в вашем учреждении.

Ссылка на основную публикацию
Дополнительное соглашение на продление договора аренды квартиры
Что значит пролонгация: когда можно, а когда нельзя Пролонгация продлевает срок действия сделки. Увеличить срок действия большинства соглашений можно в...
Должностная инструкция инженера жкх образец
Жилой многоквартирный дом – технически сложное инженерное сооружение, требующее круглосуточного поддержания протекающих в нем процессов. В первую очередь это касается...
Должностная инструкция инженера технолога производства
I. Общие положения Инженер-технолог относится к категории специалистов. На должность: инженера технолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (техническое) образование без...
Дополнительное соглашение о продлении срока займа
В ситуации, когда приближается срок погашения займа, но денег на выплату долга нет, необходимо обратиться к заимодателю с заявлением о...
Adblock detector