Имеет ли право психолог разглашать информацию

Имеет ли право психолог разглашать информацию

Каким будет вмешательство психолога — развивающим или разрушающим личность клиента — зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности.

Проект этического кодекса был принят на Всероссийском съезде практических психологов образования 26-28 мая 2003 года.

Данный Этический кодекс распространяется на все профессиональные виды деятельности педагога- психолога системы образования России.

Главной целью Этического кодекса является установление основополагающих прав и обязанностей, вытекающих из особенностей профессиональной деятельности психолога. Кодекс должен служить психологу ориентиром при планировании и построении работы с клиентом, в том числе при разрешении проблемных и конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности психолога. Кодекс призван оградить клиентов и общество в целом от нежелательных последствий бесконтрольного и неквалифицированного использования психологических знаний, и в то же время защитить психологов и практическую психологию от дискредитации. Кодекс составлен в соответствии с Женевской конвенцией «О правах ребенка» и действующим Российским законодательством.

Для решения возникающих этических проблем создается комиссия по Этике в составе регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.

Но всегда ли Этический кодекс может выполнять все указанные функции? Разберем некоторые принципы.

ПРИНЦИП КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ

1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиентов.

2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.

3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.*

4.Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.

5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.

6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента или лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста).

7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.

К сожалению, принцип конфиденциальности часто не соблюдается практикующими психологами в полной мере. Разглашение информации порой и не несет в себе цели нанесения вреда клиенту, но, тем не менее, это происходит. Часто кажется, что если мы сообщим информацию об «интересном» случае своим друзьям или родственникам, то ничего плохого не произойдет, они ведь его и знать не знают и не встретят никогда ни его самого, ни его родственников. Но имеем ли мы на это право? Нет, не имеем. Таким образом, подрывается авторитет, не только нас как специалистов, но и психологии в целом. Клиент доверяет нам информацию о своей личной жизни, и мы не имеем права её разглашать кому бы то ни было, а тем более обсуждать это с не профессионалами в этой области. Есть и другой аспект этой проблемы, когда мы вынуждены сообщать информацию по запросу администрации. Психолог должен уметь преподносить это информацию таким образом, что не на нести вред клиенту. А каждый ли специалист об этом задумывается? У нас есть запрос, мы провели диагностику, сделали выводы и ответ на запрос готов, а на то чтоб обработать этот ответ, сделать его «безопасным» для клиента, времени нет, да и в администрации вроде бы нормальные взрослые люди, воспользуются информацией в нужном ракурсе. Но мы не можем гарантировать этот нужный ракурс, мы обязаны сделать так, чтоб информация была воспринята и использована на благо клиенту, а не абы как.

1. Психолог четко определяет и учитывает границы собственной компетентности.

2. Психолог несет ответственность за выбор процедуры и методов работы с клиентом.

У каждого практикующего психолога есть батарея тестов, которые он использует в своей работе для диагностики. Есть рекомендуемые и часто используемые методики, есть менее популярные. На данный момент все возможных тестов множество, психолог может выбрать себе практически любые и использовать их в своей работе, но может ли он отвечать за их качество, за их соответствие целям и задачам, поставленным в работе? Может ли грамотно психолог, особенно начинающий, определить границы своих возможностей? Работая в школе, нужно уметь использовать многие методики, и использовать их грамотно. Далеко не каждый психолог может признать, что он чего-то не умеет или не знает. Боязнь потерять свой авторитет в глазах администрации или показать свою несостоятельность в какой либо области, зачастую приводят к тому, что нарушается процедура диагностики, делаются ошибочные выводы. Все это неблагоприятно отражается на клиенте, именно его интересы при этом страдают в первую очередь.

1. Психолог осознает свою профессиональную и личную ответственность перед клиентом и обществом за свою профессиональную деятельность.

2. Проводя исследования, психолог заботится, прежде всего, о благополучии людей и не использует результаты работы им во вред.

3. Психолог несет ответственность за соблюдение данного Этического кодекса независимо от того, проводит он психологическую работу сам или она идет под его руководством.

4. Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.

5. Психолог в публичных выступлениях не имеет права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.

( В случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие).

6. Психолог может не информировать клиента об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.

7. При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.

Психолог не должен всю ответственность брать на себя.

Его задача более сложная — постепенно сформировать чувство и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за принимаемые решения — это право (и ответственность) принадлежит клиенту как субъекту самоопределения.

Читайте также:  Жилое и нежилое помещение в частном доме

ПРИНЦИП БЛАГОПОЛУЧИЯ КЛИЕНТА

1. В своих профессиональных действиях психолог ориентируется на благополучие и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога вступают в противоречие с этическими нормами, психолог разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».

2. Психолог в ходе профессиональной деятельности не должен допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям,

3 В профессиональной деятельности психолога образования приоритетными объявляются права и интересы ребенка как основного субъекта образовательного процесса.

4 Психолог придерживается доброжелательного и безоценочного отношения к клиенту.

Относиться безоценочно к клиенту очень трудно, так или иначе у нас складывается свое мнение о нем, ещё до начала проведения каких либо мероприятий. Это может нанести вред клиенту. Опасность заключается в том, что составляя свое мнение о нем, давая ему оценку, мы заранее настраиваем себя на определенный тип реакции с его стороны, мы интерпретируем его поведение, высказывания через призму собственного мнения, благодаря чему информация искажается.

В конфликтных ситуациях психолог обязан руководствоваться интересами ребенка, но данная позиция может вступить в противоречие с позицией администрации учреждения. Далеко не каждому психологу «хватит духа» противоречить «начальству», а использовать юридическую базу умеют далеко не все, к тому же часто в конфликтных ситуациях, которые переходят на личностный план, юридическая база — не аргумент.

Кроме того, в своей работе практический психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами»:

Известно, что у психолога имеется много возможностей сделать людей зависимыми от себя.

Плохо, когда власть над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

  • Соблазн самокрасования на работе возникает тогда, когда психолог использует свою профессию скорее для демонстрации своих достоинств, чем для помощи обращающимся к нему людей.

Но, с другой стороны, вообще не производить никакого впечатления на клиента (не уметь нравиться ему) тоже нельзя. Проблема в том, чтобы в стремлении «Производить впечатление» найти такую меру, которая не превратила бы консультацию в театр одного актера и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.

  • Соблазн следования «методическим модам» возникает тогда, когда в погоне за самыми последними новинками в практической психологии специалист тратит массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками и по-настоящему не успевает освоить ни одну из них.

Но, с другой стороны, психологи, действительно, не должны отставать от последних новинок. Вероятно, здесь требуется определенная мера.

  • Соблазн работать «вразнос» возникает тогда, когда психолог забывает о своем здоровье и об интересах своих родных и близких.

Например, психолог, чтобы не показаться «черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже в праздничные дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть может, действительно, больше не с кем общаться.

Нередко отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика приводит его самого в психиатрическую больницу. Примечательно, что с синдромом «эмоционального сгорания» психолога одни авторы связывают его самозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, другие авторы наоборот, с авторитаризмом и низким уровнем эмпатии.

Рассмотрев некоторые этические принципы и проблемы, с которыми сталкивается психолог, можно сделать вывод о том, чтовыполнение данных положений всецело ложиться на совесть психолога. Проверить, следует ли психолог данным принципам в работе или не следует очень сложно. Конечно, создается комиссия по регуляции соблюдения Этических норм, но не возможно проследить работу каждого психолога в каждом отдельном взятом учреждении. Многие клиенты, приходящие к психологу могут и не знать о своих правах (не каждый психолог в силу различных причин сообщает своим клиентам об их правах) и обязанностях самого психолога, некоторые не сообщают о нарушениях психологом этических норм.

Не прописана и мера «наказания» психолога за не соблюдением им Этических норм, не сказано является ли это «преступлением». Возможно, это является следствием того, что последствия нарушения кодекса различны, прогнозировать их заранее сложно, дифференцировать тоже. Однако может быть как раз вследствие того, что нет «меры наказания» за подобные нарушения, данный кодекс не имеет особой силы для психологов и воспринимается как некие предписания, образец как должно быть. И отношение соответствующее — ну подумаешь, отступил пару раз, ну и ладно, никто и не заметит. Тем не менее, нарушение Этического кодекса — это нарушение прав личности, ущемление прав личности, за которое специалист должен нести ответственность.

Главное в статье

  1. Работники школы должны соблюдать требования к работе с конфиденциальной информацией.
  2. Какие именно сведения относятся к конфиденциальной информации, нужно указать в локальном акте.
  3. С перечнем конфиденциальной информации работников следует ознакомить под подпись.
  4. За разглашение конфиденциальной информации предусмотрена ответственность.

В трудовой договор часто включают фразу о том, что работник не вправе разглашать охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую ему известной в связи с исполнением трудовых обязанностей. Разберемся, о какой тайне идет речь и как юридически правильно сформулировать это условие.

Не путайте термины

Понятия государственной, служебной и коммерческой тайны к школам не применимы.

Перечень сведений конфиденциального характера утвержден Указом Президента РФ от 06.03.1997 № 188

Государственная тайна – это сведения о военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности государства. Служебная тайна – это служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Иными словами, указанные виды тайн касаются только работников органов государственной власти.

Таким образом, в трудовом договоре с работником лучше использовать слова «конфиденциальный», «конфиденциальность». Юридически верно будет звучать фраза: «Работник обязуется соблюдать конфиденциальность в отношении информации, ограниченной к распространению законодательством РФ, если такая информация стала известна ему при исполнении трудовых обязанностей».

В школе обрабатывается несколько категорий конфиденциальной информации:

К персональным данным относится любая информация, на основании которой можно понять, о каком человеке идет речь: фамилия, имя, отчество, паспортные данные, место регистрации, место жительства и т. д.

Чтобы избежать проблем, возьмите согласие на обработку персональных данных при приеме ребенка в школу ( ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», п. 13 Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 ).

У работников согласие на обработку персональных данных тоже нужно взять. Сделать это можно при приеме на работу либо позже.

Читайте также:  Кадастровый паспорт земельного участка мкд

Для защиты персональных данных в школе:

– назначьте ответственного за организацию обработки данных; – определите места хранения документов с данными; – составьте список лиц, которые работают с данными, и проведите их обучение

Медицинское заключение и медицинские справки, например – справка-допуск после перенесенного заболевания, могут содержать сведения о здоровье, к которым относится в том числе диагноз.

Чтобы не нарушить требования законодательства о защите персональных данных, включите в перечень данных, на обработку которых берете согласие, диагноз и длительность заболевания. В некоторых формах справок, чтобы не передавались данные о здоровье, можно указывать не сам диагноз, а его шифр (см., например, форму медицинского заключения, утвержденную приказом Департамента здравоохранения города Москвы от 01.04.2013 № 297 ).

3. Информация о факте усыновления (удочерения) ребенка ( ст. 139 СК РФ ).

4. Сведения о безопасности, антитеррористической защищенности школы ( ст. 5 Закона РФ от 21.07.1993 № 5485–1 «О государственной тайне» ).

5. Сведения о финансовой деятельности организации.

Например – информация о финансовых операциях, которую содержат формы федерального статистического наблюдения.

Запрет не касается информации:

1) об объеме образовательной деятельности за счет бюджетных ассигнований и за плату от физических (юридических) лиц; 2) о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Эту информацию школа обязана публиковать на официальном сайте согласно приказу Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 .

Чтобы регламентировать работу с конфиденциальной информацией, составьте перечень такой информации и ознакомьте с ним работников под подпись.

Учредитель вправе дать указания, какую информацию в образовательных организациях следует считать конфиденциальной (см., например, Перечень сведений конфиденциального характера, подлежащих защите, утвержденный приказом управления образованием администрации Анжеро-Судженского городского округа от 30.04.2014 № 380). Если указаний нет, составьте перечень самостоятельно.

Помните об ответственности

Работодатель вправе привлечь работника за распространение охраняемых законом сведений к дисциплинарной ответственности, в том числе уволить по подпункту «в» пункта 6 части 1 статьи 81 ТК РФ. Наказать работника можно, если:

80 тысяч рублей – штраф, который предусмотрен за разглашение тайны усыновления

  • разглашенные сведения согласно действующему законодательству относятся к информации, охраняемой законом;
  • сведения, относящиеся к персональным данным, были получены работником в связи с исполнением трудовых обязанностей;
  • работник обязался соблюдать правила обработки персональных данных.

Иногда региональные органы власти принимают нормативные правовые акты, которые конкретизируют особенности работы с персональными данными для отдельных категорий работников. Так, педагоги-психологи столичных образовательных организаций обязаны руководствоваться положениями Закона города Москвы от 07.10.2009 № 43 «О психологической помощи населению в городе Москве».

Лица, совершившие правонарушение в области персональных данных, могут быть также привлечены к административной и уголовной ответственности.

Согласно КоАП РФ применение мер административной ответственности предусматривается за «разглашение информации с ограниченным доступом». В частности, статья 13.14 КоАП РФ устанавливает, что разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, наказывается штрафом. Гражданин должен будет заплатить от 500 до тысячи рублей, должностное лицо – от 4 до 5 тысяч рублей.

Статья 155 УК РФ устанавливает меры уголовной ответственности за нарушение тайны усыновления (удочерения). Виновного могут:

  • оштрафовать на сумму до 80 тысяч рублей;
  • оштрафовать на сумму заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев;
  • привлечь к обязательным работам на срок до 360 часов;
  • привлечь к исправительным работам на срок до одного года;
  • арестовать на срок до четырех месяцев;
  • лишить права занимать определенные должности на срок до трех лет.

Работника нельзя привлечь к ответственности, если:

1) он не расписывался в неразглашении охраняемой законом информации; 2) в школе нет локальных актов о защите такой информации.

Пример переченя сведений конфиденциального характера в образовательной организации

Конфиденциальность – это важный принцип психологической работы, неотъемлемая часть и правило любой консультации. Понятие конфиденциальность относится не к одной только сфере психологии и означает доверие, секретность, соблюдение тайны. Даль в своем толковом словаре говорит о конфиденциальности, перекликающейся с такими понятиями как откровенность, задушевность, особая доверенность, неразглашение.

В работе психолога-консультанта, психоаналитика, психотерапевта или научного сотрудника, проводящего психологическое исследование — всегда принцип секретности должен быть соблюден. Перед началом работы необходимо лично обсудить с клиентом тему сохранения конфиденциальности, получить разрешение клиента на использование средств записи, согласовать особенности обработки, хранения и сроки уничтожения полученной личной информации.

Сегодня, с повсеместным развитием технологий в информационной сфере, тема конфиденциальности в психологической работе становится все более актуальной, оттого что теперь она касается не лишь прямо передаваемой от одного человека к другому информации, но и передачи и хранения посредством средств связи и разнообразных носителей. Перед началом консультации психолог обязательно должен уведомить клиента о всех средствах фиксации материала, которые возможно будут использоваться: аудиозапись, видеозапись, наблюдение через стекло одностороннего просмотра третьим лицом.

Тема конфиденциальности в психологии является не только очень важной, но и сложной, связанной с рядом этических дилемм. Сюда относится необходимость, несмотря на принцип конфиденциальности, подчиняться действующему законодательству, согласно которому некоторые данные обязательно должны быть донесены в соответствующие инстанции. Также многие, особенно молодые, низкоквалифицированные и с наличием собственных неразрешенных комплексов психологи затрудняются вынести на открытое согласование с клиентом на первой консультации вопрос о способах фиксации материала и получить его согласие.

Не всегда согласовывается и дальнейшее использование материалов консультаций и исследований в публикациях и научных работах. Обычно психолог ограничивается только упущением конкретных личных данных и заменой или сокрытием имени своего клиента, предоставившего данные и психологический материал.

Что такое конфиденциальность?

Понятие конфиденциальность означает обеспечение тайны в интересах того, кто раскрывает информацию. Слово конфиденциальность произошло от английского confidence, означающего доверие. Благодаря принципу конфиденциальности клиент может не беспокоиться и доверять своему психологу, так как каждый профессионал работает, соблюдая этот принцип, не раскрывая никакой полученной личной информации о клиенте.

Любую полученную информацию психолог может использовать только в научных целях, без упоминания личности клиента и в случае, если это не повредит ему. Это относится и к любой информации, которая может помочь идентифицировать личность клиента. В психологических экспериментах испытуемый должен заранее быть уведомлен, какая именно информация будет использоваться, и быть согласным с ее обработкой.

Результаты исследований обнародуются без раскрытия личностей испытуемых – вместо имен используются коды. Но чаще даже результаты носят общий характер и не упоминают испытуемых вовсе. И здесь возникает важный вопрос надежного хранения полученных данных, поскольку даже без прямого разглашения информации психологом может произойти неконтролируемая утечка или воровство информации с носителей, также это актуально, если она передается через сеть интернет. Наглядный пример такой утечки и ее катастрофических результатов можно увидеть в сериале «Миллиарды», где психолог записывает диалог с пациентом на консультации в текстовый документ, который потом читает ее муж, зная пароль от компьютера.

Читайте также:  Авария на трассе вологда новая ладога сегодня

К сожалению, сегодня не все психологи могут обеспечить полную безопасность информации, сохранность от утечки и воровства, ведь это требует не только внимания, но и специальных знаний об информационной безопасности или услуг специалистов, на что мало кто обращает внимание и может проверить. Исполнение принципа конфиденциальности психологом на практике часто ограничивается только неразглашением информации напрямую.

В психологической работе принцип конфиденциальности есть один из трех принципов, введенных для защиты обрабатываемой информации: анонимность, конфиденциальность информации, тайна. Анонимность и тайна тесно пересекаются с конфиденциальностью. Принцип анонимности означает отсутствие необходимости передавать о себе личные данные и в каких-то случаях, как например консультация в интернете, может быть реализован полностью. В случае полной анонимности принцип конфиденциальности реализуется практически автоматически, так как личных данных клиента нет даже у психолога. В иных случаях, следуя этому принципу, психолог не старается получить о клиенте больше того объема информации, что требуется для консультации – не имеет веса ничего другое, не касающееся личности клиента.

Понятие тайны сложнее определяется и пересекается с явлением таинства, сходным со священным сокрытием как на исповеди, крайней деликатностью в обработке предоставленной на консультации информации.

Принцип конфиденциальности является обязательной этической нормой деятельности психолога и означает невозможность разглашения полученной в итоге доверительного общения между психологом и пациентом информации.

Конфиденциальность информации должна сохраняться не только лишь сознательно, но и обязательно должны быть реализованы меры предотвращения разглашения случайным образом. Если психолог планирует использовать полученную информацию в научных исследованиях или публикуемых трудах, ему необходимо получить разрешение клиента, а представленная информация никак не должна повредить клиенту прямо либо косвенно. Также при раскрытии данных психологу нужно не скомпрометировать себя, заказчика в случае психологического исследования, психологическую науку.

Для обеспечения принципа конфиденциальности с помощью юридических инструментов может быть подписано соглашение о конфиденциальности – стандартное одностороннее соглашение о неразглашении информации, по английски обозначаемое аббревиатурой NDA. Соглашение о конфиденциальности подразумевает административную ответственность психолога как участника договора, если все-таки он нарушит принцип конфиденциальности. По факту в психологической практике оно используется редко, клиент удовлетворяется тем, что психолог руководствуется лишь только этическим правилом.

Однако в редких случаях психолог обязан нарушить принцип конфиденциальности, что касается ситуаций, где психолог получил данные о возможном крупном вреде, наносимом другим людям. Например, это подготовка террористического акта, совершенное насилие и другие преступные действия, необходимость психиатрического лечения. Нарушение этого правила необходимо только в случаях, когда к этому обязывает законодательство, иными словами тогда, когда соблюсти его значит нарушить закон.

Реализации принципа конфиденциальности также могут помешать традиции контролировать государством частную жизнь граждан, установившиеся в советское время и отчасти сохраняющиеся на постсоветском пространстве и сейчас.

Из принципа конфиденциальности проистекают три правила, конкретные руководства для практики. Это кодирование, контролируемое хранение и корректное использование информации.

Правило кодирования информации, полученной в психологической практике, означает необходимость зашифровывать все данные, полученные от испытуемого. Вместо фамилии, имени и отчества испытуемому необходимо присвоить код, который уже будет применяться во всей документации, начиная от первичного протокола и заканчивая отчетом об исследовании. Расшифровка кода и изначальные документы в единственных оригинальных экземплярах с незашифрованными данными испытуемых должны храниться раздельно с остальной документацией.

Второе правило это контролируемое хранение полученной при исследовании информации. Психолог заранее должен согласовать и утвердить цели, сроки, условия, место хранения, а также через какое время данные должны быть уничтожены.

И третье правило – это корректное использование психологической информации, которое подразумевает, что психолог должен позаботиться о том, что ни случайно, ни намеренно испытуемому не будет сообщена та часть результатов исследования, что может повредить ему, нанести психологическую травму. Все сведения используются строго в целях, формах исследования, согласно рекомендациям психолога. Ни обсуждения в открытой форме, ни сообщения или передачи третьим лицам психологической информации не будет об испытуемом.

Эти правила касаются не лишь проведения психологических исследований, а и работы консультанта. В случае записи имя и иная фактическая информация личного характера о клиенте поддается кодированию. Хранение необходимо совершать в месте, закрытом для доступа третьих лиц, защищенном от утечки. Использование результатов психологической работы необходимо корректно использовать, с вниманием, что, как и когда стоит сообщать пациенту, соответствуя целям и этапам психологической работы, при обязательной готовности клиента правильно воспринять полученную информацию.

На чем базируется острая необходимость соблюдения правил конфиденциальности? Перечислим семь факторов, ее объясняющих:

— Благодаря соблюдению правила конфиденциальности обеспечивается существование фундаментальной ценности в отношениях консультанта и клиента – неприкосновенность частной жизни. Каждый имеет сокрытую от внешних наблюдателей сторону личности, и к ней относятся его глубинные личные переживания и воспоминания, особенности психики и соматики.

— Несколько пересекается с фактором неприкосновенности частной жизни и следующий фактор автономности, благодаря которому человек имеет возможность эффективно контролировать свою жизнь, регулировать публичность, быть менее зависимым от влияния внешних сил, иметь высокую степень свободы. В случае разглашения человек становится зависимым и уязвимым.

— Также это правило обеспечивает сохранность статуса клиента в социуме. Особенно в случае наличия психических заболеваний, информации о них. Но даже и разглашение некоторых особенностей личности, находящихся в пределах нормы, может сильно навредить клиенту.

— При его соблюдении сохраняется и экономическая безопасность клиента – многие детали психологической жизни могли бы негативно повлиять на нахождение в рабочем коллективе, предпринимательской деятельности, деловое взаимодействие человека.

— Конфиденциальность обеспечивает готовность клиента раскрыться перед психологом, является базой для начала психологической работы, углубления в детали психологической жизни клиента. Этот фактор стоит выделить как особенно важный для успеха консультаций, ведь без гарантии конфиденциальности человек не раскрылся бы вовсе.

— Помимо открытости соблюдение правила конфиденциальности дает еще более важную компоненту психологической работы консультанта со своим клиентом – доверие. Клиент получает уверенность, что психолог работает в его интересах, всегда на его стороне.

— Высокие моральные стандарты работы психолога обеспечивают ему высокую и безупречную репутацию, как при частной рабочей практике, так и при работе в компании. Компания особенно заинтересована и стремится привлечь тех специалистов, что безукоризненно следуют правилу конфиденциальности, не имели никаких инцидентов огласки.

Ссылка на основную публикацию
Изменения в начислении зарплаты в 2019 году
2019 год начался с принятия многочисленных изменений в разных нормативных актах. Некоторые такие корректировки связаны с зарплатой, получаемой гражданами на...
Заявление отпроситься с учебы
Здравствуйте и добро пожаловать на блог! Надеюсь, название статьи не слишком вас удивит). Да, я не совсем правильная мать и...
Заявление по причине болезни
Кому и когда может понадобиться? Отгул может понадобиться любому работнику, так каждый день возникает множество непредвиденных ситуаций, связанных с благополучием...
Изменения налогового законодательства с 1 января 2019
Автор: Александр Лихачев, финансовый консультант, аттестованный профессиональный бухгалтер Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», декабрь 2018 г. Близится новый год – а...
Adblock detector