Исключение из государственного реестра микрофинансовых организаций

Исключение из государственного реестра микрофинансовых организаций

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 7 июля 2016 года N 4063-У

О порядке подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций

Настоящее Указание на основании части 1_4 статьи 7 Федерального закона от 2 июля 2010 года N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 27, ст.3435; 2011, N 27, ст.3880; N 49, ст.7040; 2013, N 26, ст.3207; N 30, ст.4084; N 51, ст.6683, ст.6695; 2014, N 26, ст.3395; 2015, N 27, ст.4001; N 29, ст.4357; 2016, N 1, ст.27; "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 4 июля 2016 года) устанавливает порядок подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

1. Заявление микрофинансовой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций (приложение к настоящему Указанию) представляется в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с требованиями Указания Банка России от 21 декабря 2015 года N 3906-У "О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 1 марта 2016 года N 41289 ("Вестник Банка России" от 16 марта 2016 года N 26), с учетом особенностей, установленных настоящим Указанием.

2. Вместе с заявлением микрофинансовой компании об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций должны быть представлены отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации (с заполненными разделом I и подразделом 3 раздела II) в соответствии с Указанием Банка России от 11 марта 2016 года N 3979-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации", зарегистрированным Министерством юстиции Российской Федерации 25 марта 2016 года N 41578 ("Вестник Банка России" от 6 апреля 2016 года N 36), и регистры бухгалтерского учета, подтверждающие факт отсутствия (погашения) обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися учредителями (участниками, акционерами) микрофинансовой компании.

Файлы с указанными регистрами бухгалтерского учета в отсканированном виде прикрепляются к заявлению микрофинансовой компании об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

3. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

Председатель
Центрального банка
Российской Федерации
Э.С.Набиуллина

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 августа 2016 года,
регистрационный N 43056

Приложение. Заявление микрофинансовой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций

Приложение
к Указанию Банка России
от 7 июля 2016 года N 4063-У
"О порядке подачи микрофинансовой
организацией заявления об исключении
сведений о ней из государственного
реестра микрофинансовых организаций"

________________
Рекомендуемый для заполнения образец.

(полное и сокращенное (при наличии) наименование; ОГРН; ИНН; адрес, указанный в ЕГРЮЛ; номер телефона, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии)

просит исключить сведения о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

К настоящему заявлению прилагаются следующие документы:

Специалисты компании Ю-Питер Консалтинг оказывают консультации (подготовку необходимых документов в налоговые органы России) по исключению микрофинансовой организации из реестра Банка России.

Стоимость услуги от 4500 р.

Исключение микрокредитной компании (МКК) из государственного реестра микрофинансовых организаций

Порядок подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций установлен Указанием Банка России от 07.07.2016 г. №4063-У «О порядке подачи микрофинансовой организацией заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций» (далее – Указание №4063-У).

Заявление МФО об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций представляется в Банк России в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", в соответствии с требованиями Указания Банка России от 21.12.2015 г. №3906-У.

Кроме Указания №4063-У порядок исключения из государственного реестра микрофинансовых организаций дополнительно регламентируется Указанием Банка России от 28.03.2016 г. №3984-У "О порядке ведения Банком России государственного реестра микрофинансовых организаций, форме заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций, форме сведений об учредителях (участниках, акционерах) юридического лица, форме свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр микрофинансовых организаций и порядке его переоформления, формах заявлений об изменении вида микрофинансовой организации и осуществлении деятельности в виде микрофинансовой компании или осуществлении деятельности в виде микрокредитной компании, форме и порядке представления документов и информации, подтверждающих наличие собственных средств (капитала) и источники происхождения средств, внесенных учредителями (участниками, акционерами)" (далее – Указание №3984-У).

Исключение сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций осуществляется Банком России в случае подачи соответствующего заявления микрофинансовой организации. В случае поступления в Банк России заявления микрофинансовой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций Банк России принимает решение об исключении сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций в течение сорока пяти календарных дней со дня получения соответствующего заявления микрофинансовой организации.

Читайте также:  Бесплатный проезд в городском транспорте ветеранам труда

После направления заявления уполномоченное структурное подразделение Банка России вносит в реестр запись об исключении сведений о юридическом лице из реестра в течение пяти рабочих дней со дня принятия Банком России решения об исключении сведений о юридическом лице из реестра.

Юридическое лицо, отнесенное Банком России к подведомственности территориального учреждения Банка России, в случае утраты им статуса микрофинансовой организации в течение 20 рабочих дней со дня получения уведомления об исключении сведений о нем из реестра, направленного территориальным учреждением Банка России, представляет свидетельство в территориальное учреждение Банка России.

Территориальное учреждение Банка России в течение пяти рабочих дней со дня получения свидетельства юридического лица, утратившего статус микрофинансовой организации, направляет его в уполномоченное структурное подразделение.

Особенности исключения микрофинансовой компании (МФК) из государственного реестра микрофинансовых организаций

Вместе с заявлением микрофинансовой компании (МФК) об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций должны быть представлены отчет о микрофинансовой деятельности микрофинансовой организации (с заполненными разделом I и подразделом 3 раздела II) в соответствии с Указанием Банка России от 11.03.2016 г. №3979-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о микрофинансовой деятельности и отчет о персональном составе руководящих органов микрофинансовой организации" и регистры бухгалтерского учета, подтверждающие факт отсутствия (погашения) обязательств по договорам займа перед физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, не являющимися учредителями (участниками, акционерами) МФК. Файлы с указанными регистрами бухгалтерского учета в отсканированном виде прикрепляются к заявлению микрофинансовой компании об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

С момента направления микрофинансовой компанией в Банк России заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций и до принятия Банком России решения по указанному заявлению микрофинансовая компания не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, не являющихся ее учредителями (участниками, акционерами), и юридических лиц, не являющихся кредитными организациями.

В данной статье рассмотрим основания , предусмотреные законодательством РФ, для исключения Банком России сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций (МФО) , а также типичные нарушения требований законодательства РФ при осуществлении микрофинансовой деятельности .

По состоянию на 08.05.2019 государственный реестр микрофинансовых организаций (далее — реестр МФО ), который ведет Банк России, насчитывал 1 984 микрофинансовых организации (МФО) .

Однако, в ближашее время количество МФО резко уменьшится. Это, в первую очередь, связано с проводимыми Банком России мероприятиями по консолидации рынка микрофинансирования, повышению качества его участников и контролю за соблюдением законодательства РФ при осуществлении микрофинансовой деятельности.

Данные мероприятия Банк России проводит вполне на законных основаниях. В связи с тем, что Банк России является уполномоченным органом по ведению реестра МФО, то Банк России вправе как вносить сведения о юридических лицах в реестр МФО, так и исключать уже действующие МФО из реестра.

Основания для исключения уже действующей МФО из реестра МФО установлены ст. 7 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ " О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее — ФЗ № 151 ). К таким основаниям относятся:

  1. Ликвидация МФО как юридического лица.
  2. Неоднократное в течение 1 (одного) года нарушение МФО требований ФЗ № 151, Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ "О потребительском кредите (займе)", нормативных актов Банка России, за исключением нарушений, предусмотренных пп. 2 п. 1.1 ст. 7 ФЗ № 151.
  3. Осуществление МФО деятельности, запрещенной ФЗ № 151.
  4. Неоднократное в течение года нарушение МФО требований, установленных ст. 6, 7 (за исключением п. 3) и ст. 7.3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
  5. Неоднократное в течение года представление МФО существенно недостоверных отчетных данных.
  6. Если МФО в течение 1 (одного) года не предоставила ни одного микрозайма.
  7. Нарушение МФО требования об обязательном членстве в саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, объединяющей микрофинансовые организации (далее — СРО МФО ), установленного ФЗ № 151 и Федеральным законом от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка".
  8. Неоднократное в течение года снижение собственных средств (капитала) микрофинансовой компании (МФК) ниже минимального значения ( 70 млн. руб. ), установленного ФЗ № 151, или в случае, если размер собственных средств (капитала) МФК ниже такого минимального значения в течение не менее 180 (ста восьмидесяти) календарных дней.
  9. В случае подачи МФО в Банк России заявления об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Информация об исключении юридического лица из реестра МФО размещается на Интернет-сайте Банка России.

Стоит отметить, что решение Банка России об и сключении сведений о юридическом лице из реестра МФО может быть обжаловано в судебном порядке.

Важным последствием исключения действующей МФО из реестра МФО, за исключением подачи заявления об исключении из реестра МФО по желанию самой МФО, является то, что в течение года после исключения из реестра МФО юридическое лицо не может быть повторно включено в реестр МФО.

К типичным нарушениям МФО требований законодательства РФ, за которые Банк России исключает действующую МФО из реестра МФО, относятся:

  1. Использование полного и сокращенного наименования, индивидуализирующее другую микрофинансовую организацию, сведения о которой внесены в единый государственный реестр юридических лиц ранее сведений о данной МФО.
  2. Наименование МФО не содержит словосочетание "микрофинансовая компания" или "микрокредитная компания".
  3. Невступление в установленный срок в саморегулируемую организацию микрофинансовых организаций (СРО МФО).
  4. Неисполнение обязательных для исполнения предписаний и/или запросов Банка России.
  5. Неразмещение копии Правил предоставления микрозаймов контактного номера телефона, по которому осуществляется связь с МФО, на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
  6. Неразмещение в месте оказания услуг информацию об условиях предоставления, использования и возврата потребительского займа.
  7. Представление в Банк России отчетности, предусмотренной законодательством РФ, с нарушением установленных требований и сроков или непредставление такой отчетности.
  8. Неоднократное в течение года представление существенно недостоверных отчетных данных (например, о соблюдении норматива достаточности собственных средств, количестве заключенных договоров потребительского кредита (займа), выданных микрозаймах, неотражение сведений о привлеченных денежных средств физических лиц и (или) юридических лиц при установлении Банком России их фактического привлечения) при условии, что расхождение составляет более 1 (одной) тыс. рублей, а также о наличии сведений о размере резервов на возможные потери по займам при установлении Банком России расхождения с указанными сведениями более чем на 20 процентов).
  9. Неуведомление Банк России об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа или об изменении учредительных документов юридического лица.
  10. Нарушение минимально допустимого значения экономического норматива достаточности собственных средств и норматива ликвидности, а также порядка расчета экономических нормативов.
  11. Неформирование резервов на возможные потери по займам или нарушение порядка формирования резервов на возможные потери по займам.
  12. Договор потребительского займа не соответствует требованиям законодателсьтва РФ, в том числе н есоблюдение требований к условиям его заключения.
  13. Несоблюдение табличной формы договоров потребительского займа.
  14. Табличная форма индивидуальных условий договора потребительского займа не соответствует требованиям, установленным нормативным актов Банка России.
  15. Индивидуальные условия договора потребительского займа не содержат возможность запрета уступки кредитором третьим лицам прав (требований) по договору потребительского займа, а также сведений о наличии бесплатного способа исполнения заемщиком обязательств по договору потребительского займа.
  16. Отсутствие на первой странице договора потребительского займа условия, содержащего запрет на начисление заемщику – физическому лицу процентов по договору потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которому не превышает 1 (одного) года, за исключением неустойки (штрафа, пени) и платежей за услуги, оказываемые заемщику за отдельную плату, в случае если сумма начисленных по договору процентов достигнет трехкратного размера суммы займа.
  17. Начисление заемщикам – физическим лицам процентов по договорам потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которым не превышает 1 (одного) года, в случае, когда сумма начисленных процентов по договорам достигла трехкратного размера суммы займов.
  18. Начисление заемщикам – физическим лицам процентов по договорам потребительского займа, срок возврата потребительского займа по которым не превышает 1 (одного) года, на непогашенные заемщиками части сумм основного долга после достижения общих сумм подлежащих уплате процентов размера, составляющего двукратную сумму непогашенной части займа.
  19. Нарушение очередности погашения задолженности заемщика.
  20. Превышение средневзвешенного значения полной стоимости потребительского кредита (займа) более чем на 1/3 (одну треть).
  21. Превышение предельного размера неустойки (штрафа) от суммы просроченной задолженности за каждый день нарушения обязательств.
  22. Нарушение порядка расчета полной стоимости потребительского займа.
  23. Непредоставление заемщику информации о датах платежей заемщика по договору потребительского займа.
  24. Непредоставление заемщику информации при его обращении о предоставлении потребительского займа в сумме (с лимитом кредитования) 100 000 рублей и более, что, если в течение 1 (одного) года общий размер платежей по всем имеющимся у заемщика на дату обращения о предоставлении потребительского займа обязательствам по кредитным договорам, договорам займа, включая платежи по предоставляемому потребительскому займу, будет превышать 50% годового дохода заемщика, для заемщика существует риск неисполнения им обязательств по договору потребительского займа и применения к нему штрафных санкций.
  25. Отражение полной стоимости потребительского займа в договорах потребительского займа без учета требований ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 353-ФЗ.
  26. Ненаправление заемщикам информации о наличии просроченной задолженности в установленном порядке не позднее 7 (семи) дней с даты возникновения просроченной задолженности.
  27. Указание в договорах потребительского займа условия о передаче кредитору в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору потребительского займа части суммы потребительского займа.
  28. Осуществление деятельности, запрещенной Федеральным законом от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» в части привлечения денежных средств физических лиц, не являющихся учредителями (участниками, акционерами).
  29. Привлечение денежных средств физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей (ИП), не являющихся учредителями (участниками, акционерами) микрокредитной компании.
  30. Предоставление иных займов, не являющихся микрозаймами, физическим лицам по договорам займа, исполнение обязательств по которым не обеспечивается ипотекой.
  31. Предоставление заемщику — физическому лицу микрозайма в случае, когда сумма основного долга заемщика перед МКК по договорам займа превысила 500 тыс. рублей.
  32. Взимание с заемщиков платежей, которые не указанны в индивидуальных условиях договора потребительского займа.
  33. Взимание вознаграждения за исполнение обязанностей, возложенных на МФО нормативными правовыми актами РФ, по изменению индивидуальных условий договоров потребительского кредита (займа) (за рассмотрение заявления об изменении срока возврата суммы займа по договору потребительского займа).
  34. Нарушение порядка очередности погашения задолженности заемщика.
  35. Осуществление наличных расчетов с физическими лицами по выдаче (возврату) займов (процентов по займам) за счет наличных денег, не поступавших в кассу МФО с ее банковского счета (нарушение требований Указания Банка России № 3073-У).
  36. Непредоставление в течение года ни одного микрозайма.
  37. Осуществление бухгалтерского учета с нарушением требований в части ведения бухгалтерского учета не в соответствии с установленным планом счетов (единым планом счетов — ЕПС).
  38. Расчет амортизированной стоимости по договорам займа с нарушением установленных требований.
  39. Необеспечение возможности представления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России (неподключене личного кабинета (ЛК) на Интернет-сайте Банка России).
  40. Непредставление или представление с нарушением установленных сроков информации, необходимой для формирования кредитных историй юридических лиц и физических лиц, в отношении заемщиков хотя бы в одно бюро кредитных историй (БКИ), включенное в государственный реестр бюро кредитных историй, в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2004 года № 218-ФЗ «О кредитных историях».
  41. Неисполнение обязанности по идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, а также бенефициаров, по фиксированию информации о сделках, имеющих необычный характер, а также иных обязанностей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ( ПОД/ФТ );
  42. Необеспечение содействия в проведении Банком России проверки, а именно необеспечение доступа руководителю рабочей группы или членам рабочей группы Банка России в ходе проведения проверки Банка России к документам (информации), программно-аппаратным средствам и электронным базам данных, обеспечивающим ведение первичного бухгалтерского учета, фиксацию и обработку информации, связанной с осуществлением деятельности МФО, необеспечение организации беспрепятственного доступа в помещения организации, привлеченной МФО в соответствии с законодательством РФ по договору для исполнения обязательств МФО, в которых находятся программно-аппаратные средства МФО.
  43. Нарушение порядка информирования Росфинмониторинга о результатах проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Читайте также:  Деловые инвестиции иркутск официальный сайт

Как мы видим, перечень нарушений требований законодательства РФ, за которые Банк России исключает из реестра МФО, достаточно обширен.

Остановимся более подробно на обязательном членстве действующей МФО в одной из СРО МФО . Фактически, это является одним из условий осуществления микрофинансовой деятельности в России. Все МФО, не вступившие в одно из СРО МФО , находятся вне закона и будут исключатся Банком России из реестра МФО.

С 11.01.2016 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка" (далее – ФЗ № 223 ), который регулирует порядок получения статуса саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (далее – СРО ), требования к органам управления, базовым и внутренним стандартам деятельности СРО, а также отношения, возникающие между финансовыми организациями и СРО.

Согласно ст. 26 ФЗ № 223 Банк России ведет единый реестр СРО , который содержит наименование СРО, дату принятия решения о включении в реестр, виды деятельности, в отношении которых СРО осуществляет саморегулирование, а также список членов СРО.

В соответствии с пп. 1 п. ст. 7.2 Федерального закона от 02.07.2010 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" все действующие МФО обязаны стать членом одной из саморегулируемых организаций микрофинансовых организаций (СРО МФО) в течение 90 (девяносто дней) со дня получения некоммерческой организацией в Банке России статуса СРО МФО.

В настоящее время в РФ действует всего 3 (три) СРО МФО , получившие такой статус в Банке России. При этом 2 (две) из них получили в Банке России статус СРО МФО 10.03.2016 , а еще 1 (одна) 04.08.2016.

ВАЖНО! Таким образом, срок в 90 дней для обязательного вступления в одну из СРО МФО для МФО закончился 08.06.2016 . Таким образом, микрофинансовая деятельность действующих МФО, не вступивших в одно из СРО МФО, после 08.06.2016 становится вне закона и является основанием для исключения Банком России такой МФО из государственного реестра микрофинансовых оргнизаций.

Читайте также:  Выгодные проценты по ипотеке вторичное жилье

Одним из направлений Юридической компании «ДЕКАРТ» (ЮК «ДЕКАРТ») является оказание услуг микрофинансовым организациям (МФО). В настоящее время ЮК «ДЕКАРТ» предлагает МФО весь спектр услуг по юридическому сопровождению микрофинансовой деятельности:

  1. создание МФО в виде МФК или МКК «под ключ»;
  2. внесение сведений о юридическом лице в государственный реестр МФО ;
  3. разработка внутренних документов МФО, в том числе П равил предоставления микрозаймов, договора потребительского микрозайма, Политики в отношении обработки персональных данных и реализуемых требований к защите персональных данных;
  4. покупка и продажа готовых МФО;
  5. прохождение всех видов проверок Банка России;
  6. представление интересов в Банке России ( внесение в реестр МФО , административное делопроизводство, подготовка и направление отчетности МФО, подготовка ответов на запросы и предписания Банка России );
  7. внесение изменений в реестр МФО, переоформление свидетельства МФО, исключение из реестра МФО;
  8. услуги в сфере ПОД/ФТ , включая разработку Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и обучение по ПОД/ФТ (целевой инструктаж или повышение уровня знаний (квалификации);
  9. сопровождение процедуры вступления в СРО МФО;
  10. и многое другое.

Полный перечень услуг ЮК "ДЕКАРТ" для МФО и их стоимость приведены в разделе «Услуги для микрофинансовых организаций (МФО)».

Ссылка на основную публикацию
Иск по задолженности по зарплате
Защита своего права на оплату труда в суде начинается с подачи такого документа, как исковое заявление о взыскании заработной платы....
Информационное письмо в фсс по больничному листу
Каждый субъект предпринимательства с целью социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности взаимодействует с Фондом социального страхования. В ходе работы возникает...
Информационное письмо о расторжении договора аренды образец
Письмо о прекращении договора аренды является одним из способов прервать существующие отношения между арендодателем и арендатором. Договор можно прервать как...
Иск по закону о защите прав потребителей
Главная Исковые заявления. Суды общей юрисдикции Образец искового заявления о защите прав потребителей, связанных с продажей некачественного товара (замена товара)...
Adblock detector