Исключительное право на приобретение земельного участка

Исключительное право на приобретение земельного участка

Исключительное право собственника недвижимости на земельный участок под ней, закрепленное в ст. 36 ЗК РФ, не может быть поставлено в зависимость от необходимости истребовать у лица, владеющего данной землей на праве постоянного бессрочного пользования, отказ от такого права (постановление Президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 12955/11).

Обществу на праве собственности принадлежат несколько объектов недвижимости, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права. Общество обратилось в муниципалитет с просьбой предоставить землю для эксплуатации этих объектов. Постановлением главы муниципального образования просьба была удовлетворена, земельные участки сформированы, поставлены на кадастровый учет и переданы обществу на праве аренды.

На основании упомянутого постановления был заключен договор аренды сроком на пять лет, который в дальнейшем был зарегистрирован. Однако аренду оспорило Территориальное управление Федерального агентства по управлению госимуществом области. Причина — земля федеральная, и муниципалитет не имел права распоряжаться ею. В результате постановление главы муниципалитета о предоставлении земельного участка обществу было признано недействительным.

Общество согласилось, что земля предоставлена ненадлежащим органом, но, будучи собственником объектов недвижимости, считало, что имеет право на нее. И когда надлежащий собственник земли был установлен, оно обратилось в управление с просьбой предоставить те же участки в аренду. Переписка по этому поводу продолжалась восемь месяцев. Наконец управление вынесло окончательное решение: отказать обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков на праве аренды.

Оказалось, что спорные участки образованы из состава большего по размеру земельного участка, который до сих пор находится в постоянном бессрочном пользовании одного НИИ. В управлении пояснили, что не вправе передать обществу участки, поскольку процедура изъятия земель из бессрочного пользования не проводилась.

Общество посчитало, что чиновники уклоняются от предоставления спорных участков в аренду, и обратилось в суд.

Суд признал правомерным отказ управления предоставить спорные участки. Все доводы суда сводились к тому, что правообладателем земельного участка с 1994 г. является НИИ, который подчиняется Россельхозакадемии. А организации, подведомственные государственным академиям наук, владеют, пользуются, распоряжаются федеральным имуществом, принадлежащим им на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, в соответствии с законодательством РФ и уставами таких организаций (п. 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.96 № 127‑ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»). Правообладатель может отказаться от права бессрочного пользования. Для этого в соответствующий орган государственной власти надо подать заявление об отказе от права на участок. НИИ не отказывался от своего права на землю (право не было прекращено согласно порядку, предусмотренному ст. 45 ЗК РФ). Следовательно, спорные участки образованы из земель, находящихся в постоянном бессрочном пользовании НИИ, неправомерно. И отказ управления предоставить данные участки обществу законен. Апелляция и кассация этот вердикт поддержали.

По мнению коллегии судей, нижестоящие суды неправильно применили нормы закона, основываясь на довольно странной правовой модели распоряжения землей. Получается, что спорными участками, находящимися в федеральной собственности, распоряжаются Россельхозакадемия и НИИ. А управление, осуществляющее полномочия РФ по распоряжению федеральным имуществом, лишь соглашается с их решениями. Еще более странным показался высшим арбитрам путь, которым суды пришли к такому выводу. Они применили к землям, переданным НИИ, правовой режим п. 5 ст. 6 Федерального закона от 23.08.96 № 127‑ФЗ. Но оснований применять данную статью не было. Более того, это недопустимо. Согласие с позицией нижестоящих судов фактически означало бы признание нового, неизвестного законодательству вида землепользования. И даже с помощью самых смелых правовых фантазий невозможно в земельном законодательстве отыскать норму, которая позволяла бы передать участок в хозяйственное ведение или оперативное управление.

Лица, обладающие участками на праве постоянного бессрочного пользования, не могут распоряжаться ими (п. 4 ст. 20 ЗК РФ). Это относится и к тем, кто приобрел названное право до вступления в силу Земельного кодекса РФ (п. 24 постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства»). Значит, исключительное право собственника недвижимости на землю, закрепленное в ст. 36 ЗК РФ, не может быть поставлено в зависимость от необходимости истребовать у лица, владеющего данной землей на праве постоянного бессрочного пользования, отказа от такого права.

Президиум ВАС РФ отменил решения трех инстанций и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. С мотивами и формулировками высшего суда можно будет ознакомиться после изготовления полного текста постановления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ в статью 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 36. Приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения

1. Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Читайте также:  Азиатско тихоокеанский банк ипотека

Религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно.

Религиозным организациям, имеющим в соответствии с федеральными законами на праве безвозмездного пользования здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются на праве безвозмездного срочного пользования на срок безвозмездного пользования этими зданиями, строениями, сооружениями.

1.1. Продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ в подпункт 1 пункта 1.1 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, — уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, — органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ в пункт 1.2 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2009 г.

1.2. Цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.

2. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

ГАРАНТ:

О передаче земельных участков собственникам помещений в многоквартирном доме см. письмо Минэкономразвития России от 16 октября 2009 г. N Д23-3410

3. В случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

В случае, если в здании, находящемся на неделимом земельном участке, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами. При этом договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор иных правообладателей помещений в этом здании.

Казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения — правообладатели помещений в этом здании обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащие им помещения.

4. В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ пункт 5 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2011 г.

ГАРАНТ:

Положения пункта 5 статьи 36 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 г. в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов РФ или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг

5. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.

Читайте также:  Как заполнить производственную характеристику для мсэ образец

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ пункт 6 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

6. В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ в пункт 7 статьи 36 настоящего Кодекса внесены изменения

7. В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ пункт 8 статьи 36 настоящего Кодекса изложен в новой редакции

8. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

ГАРАНТ:

Постановлением Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2004 г. N 8-П положение пункта 9 статьи 36 настоящего Кодекса признано не противоречащим Конституции РФ

9. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений имеют право на приобретение земельных участков в собственность в порядке, установленном настоящей статьей, и в соответствии с пунктом 2 статьи 5, пунктом 3 статьи 15 и пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Кодекса.

è граждане, юр. лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Если здание, сооружение, несколько зданий, сооружений, расположенные на неделимом земельном участке, или помещения в указанных здании, сооружении

— принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности

è эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка:

— в общую долевую собственность или

— в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

* Неделимый земельный участок – это участок, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам.

Если несколько зданий, сооружений, помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке,

— принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, либо

— принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или

— всем лицам на праве хозяйственного ведения либо

è эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка:

— в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

В этих случаях: договор аренды земельного участка заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

Размер долей должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них:

— имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута,

— совместно обращаются в уполномоченный орган.

Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

Обмен земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

Читайте также:  Как оценить стоимость ооо при продаже

Допускается при обмене:

1) на земельный участок, находящийся в частной собственности:

и изымаемый для гос. или мун. нужд;

2) на земельный участок, который находится в частной собственности

— и предназначен для размещения объекта социальной, инженерной и транспортной инфраструктур или

— на котором расположены указанные объекты.

Условия договора мены земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности:

1. Здания, сооружения, расположенные на земельных участках, должны также являться предметом договора мены.

2. Если земельный участок и расположенные на нем объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур находятся в частной собственности одного лица,

— договор мены может предусматривать безвозмездную передачу в гос. или мун. собственность указанных объектов.

3. Различие видов разрешенного использования земельных участков не является препятствием для заключения договора мены.

4. При заключении договора мены земельных участков:

— земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежат обязательной оценке для установления их рыночной стоимости в соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ».

5. При заключении договора мены земельных участков:

— цена земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, должна быть равнозначной.

6. В случае изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, для гос. или мун. нужд с согласия собственника:

— по договору мены ему может быть передан в собственность земельный участок, который находится в гос. или мун. собственности и цена которого ниже выкупной цены изымаемого земельного участка.

!Собственнику возмещается указанная разница в течение 3-х месяцев со дня перехода права собственности на изъятый земельный участок.

Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности, заключается в случаях:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанных с пользованием недрами.

Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос. или мун. собственности:

Если находящийся в гос. или мун. собственности земельный участок предоставлен:

— в постоянное (бессрочное) пользование,

— пожизненное наследуемое владение либо

— безвозмездное пользование на срок более чем один год,

соглашение об установлении сервитута заключают:

è землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка.

— в течение 10 дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

Уполномоченный орган в течение 30 дней со дня получения заявления, обязан выполнить одно из следующих действий:

1) направить заявителю уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута в указанных заявителем границах;

2) … в иных границах с приложением схемы границ сервитута;

3) направить заявителю подписанные уполномоченным органом экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута;

4) принять решение об отказе в установлении сервитута и направить это решение заявителю с указанием оснований такого отказа.

— заявление направлено в неуправомоченный на то орган;

— планируемое на условиях сервитута использование не допускается;

— установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Основания перераспределения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.

Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в гос. или мун. собственности, между собой допускается в следующих случаях:

1) все земельные участки:

— которые находятся в гос. или мун. собственности и

— перераспределение между которыми осуществляется,

è не предоставлены гражданам, юр. лицам, органам гос. или мун. или органам мсу и

è не обременены правами 3-х лиц, за исключением сервитута;

2) земельный участок:

— который находится в гос. или мун. собственности и

— между которым и землями осуществляется перераспределение,

è не предоставлены гражданам, юр. лицам, органам гос. или мун. или органам мсу и

è не обременен правами 3-х лиц, за исключением сервитута;

3) все земельные участки:

— которые находятся в гос. или мун. и

— перераспределение между которыми осуществляется,

è предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

Перераспределение земель или земельных участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами.

За исключением случая, когда перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.

— Соглашение о перераспределении не может быть заключено, а

— решение о перераспределении не может быть принято

при наличии одного из обстоятельств:

* Такой земельный участок – участок, кот. находится в гос. или мун. соб-ти.

1) такие земельные участки предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу, и нет согласие в письменной форме указанного лица;

2) такой земельный участок является предметом аукциона;

3) в отношении него принято решение о предварительном согласовании его предоставления, а срок действия не истек; либо

4) в отношении него подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

5) границы такого земельного участка подлежат уточнению;

Последнее изменение этой страницы: 2016-09-19; Нарушение авторского права страницы

Ссылка на основную публикацию
Иск по задолженности по зарплате
Защита своего права на оплату труда в суде начинается с подачи такого документа, как исковое заявление о взыскании заработной платы....
Информационное письмо в фсс по больничному листу
Каждый субъект предпринимательства с целью социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности взаимодействует с Фондом социального страхования. В ходе работы возникает...
Информационное письмо о расторжении договора аренды образец
Письмо о прекращении договора аренды является одним из способов прервать существующие отношения между арендодателем и арендатором. Договор можно прервать как...
Иск по закону о защите прав потребителей
Главная Исковые заявления. Суды общей юрисдикции Образец искового заявления о защите прав потребителей, связанных с продажей некачественного товара (замена товара)...
Adblock detector