Исполнительное производство налоговых органов

Исполнительное производство налоговых органов

Вопрос: Возможно ли приостановление исполнительного производства, возбужденного по постановлению налогового органа о взыскании задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика?

Ответ: Приостановление исполнительного производства, возбужденного по постановлению налогового органа о взыскании задолженности по налогам (сборам), пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика, возможно по решению вышестоящего налогового органа.

Обоснование: Решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно принято, в вышестоящий налоговый орган и в суд, причем для указанной категории споров законодательством установлен обязательный досудебный порядок урегулирования (п. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ).
Согласно п. 5 ст. 138 НК РФ подача жалобы в вышестоящий налоговый орган не приостанавливает исполнения обжалуемого акта налогового органа. Следовательно, после вступления решения налогового органа в силу оно подлежит исполнению в порядке, предусмотренном ст. ст. 46, 47 и 69 НК РФ.
Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ в случае недостаточности или отсутствия денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 НК РФ. Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее — Закон об исполнительном производстве) (абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ). Указанное постановление является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство (ч. 1 ст. 30 Закона об исполнительном производстве). В ходе исполнительного производства судебный пристав-исполнитель вправе производить исполнительные действия, в том числе принимать меры принудительного исполнения — обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги (ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве).
Производство исполнительных действий может быть отложено судебным приставом-исполнителем по собственной инициативе либо по заявлению взыскателя в соответствии со ст. 38 Закона об исполнительном производстве на срок не более 10 дней. Согласно ч. 2 ст. 15 Закона об исполнительном производстве указанный срок исчисляется в рабочих днях.
В соответствии с абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ в случае обжалования акта налогового органа в вышестоящий налоговый орган по заявлению лица, подавшего жалобу, исполнение обжалуемого акта может быть приостановлено при наличии достаточных оснований полагать, что указанный акт или указанное действие не соответствует законодательству Российской Федерации.
Решение о приостановлении исполнения обжалуемого акта или совершения обжалуемого действия принимается вышестоящим налоговым органом. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (абз. 3 п. 5 ст. 138 НК РФ).
При этом стоит отметить, что Законом об исполнительном производстве не предусмотрено право или обязанность судебного пристава-исполнителя приостанавливать исполнительное производство по заявлению взыскателя (ст. 40 Закона об исполнительном производстве).
Полагаем возможным обращение в УФНС России с ходатайством о приостановлении исполнительного производства, возбужденного по постановлению нижестоящего налогового органа.
Никаких требований к форме и содержанию такого ходатайства действующее законодательство не содержит, поэтому достаточно руководствоваться абз. 2 п. 5 ст. 138 НК РФ — указать основания, по которым налогоплательщик считает незаконным принятое в отношении его решение.

М.Г.Юхаранова
ООО "ИК Ю-Софт"
Региональный информационный центр

Правовыми основаниями для взаимодействия ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений являются Конституция РФ, НК РФ, КоАП РФ, ГПК РФ, АПК РФ, Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1316 «Вопросы Федеральной службы судебных приставов», постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. №506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе», другие федеральные законы, а также принятые в соответствии с ними указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и иные нормативные правовые акты.

Общие условия взаимодействия ФНС России, ее территориальных органов и ФССП, ее территориальных органов и их структурных подразделений при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов определяет Соглашение о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов [1] .

Задачами взаимодействия ФНС России и ФССП, их территориальных органов и структурных подразделений являются:

  • 1) повышение эффективности исполнения постановлений, выдаваемых налоговыми органами, и иных исполнительных документов;
  • 2) осуществление регулярного обмена информацией по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес.

Формы взаимодействия ФНС России и ФССП, их территориальных органов и структурных подразделений:

  • 1) проведение совместных мероприятий,
  • 2) создание рабочих групп,
  • 3) взаимный обмен информацией,
  • 4) сверка имеющихся стастических данных.

Постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов,

пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя направляется в структурное подразделение территориального органа ФССП в течение трех дней с момента вынесения руководителем налогового органа решения о взыскании (ст. 47 НК РФ).

Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому сг. 33 Закона об исполнительном производстве.

К постановлению о взыскании прилагаются заверенные в соответствии с правилами делопроизводства копии документов, содержащих:

  • 1) расшифровку задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) или налоговых агентов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации;
  • 2) перечень расчетных, текущих и иных счетов налогоплательщика в банках и других кредитных организациях, а также информацию о мерах, предпринятых территориальным органом ФНС России для обеспечения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя в банках в соответствии со ст. 76 НК РФ. В случае открытия налогоплательщиком счетов в банках и иных кредитных организациях после вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет иного имущества налогоплательщика налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя налоговый орган обязан в течение трех дней со дня получения таких сведений дополнительно направить в структурное подразделение территориального органа ФССП соответствующую информацию;
  • 3) извещение банка о помещении расчетных документов в картотеку (по форме 0401075 — приложение №23 к Положению Центрального банка РФ от 3 октября 2002 г. №2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» с отметкой банка «не оплачено
Читайте также:  Как заказать справку о прописке

в связи с отсутствием средств на счете (счетах) №__»)

или информацию об остатках денежных средств на счетах в банке, представляемую кредитными организациями в соответствии с п. 5 ст. 76 НК РФ;

  • 4) имеющиеся у налогового органа сведения:
  • • об имуществе налогоплательщика (в том числе дебиторской задолженности) или об имущественных комплексах, реализация которых, по мнению территориального органа ФНС России, даст наибольший эффект, с приложением выписки из бухгалтерского баланса должника по статьям актива, а также форм, отражающих расшифровку дебиторской задолженности;
  • • о лицах, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщика;
  • • фактические адреса, телефоны головной организации-должника и ее структурных подразделений;
  • • о результатах мер по розыску должника и его имущества, осуществленных правоохранительными органами по запросу территориального органа ФНС России;
  • • о наличии кассовых аппаратов и местах их установки;
  • • иные дополнительные сведения.

В случае отсутствия необходимой для принудительного исполнения информации о должнике судебный пристав-исполнитель в соответствии с п. 3.1 и п. 3.3 приказа МНС России и Минюста России «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов» [2] направляет мотивированный письменный запрос в налоговый орган.

Письменный запрос судебного пристава-исполнителя должен быть заверен печатью соответствующего подразделения судебных приставов с указанием в нем даты вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства, номера исполнительного производства, наименования должника — юридического лица и его адреса.

Налоговый орган в трехдневный срок со дня получения запроса представляет в установленном порядке судебному приставу-исполнителю требуемую информацию.

Судебный пристав-исполнитель принимает к исполнению постановление налогового органа и в трехдневный срок со дня его поступления выносит постановление о возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления о возбуждении исполнительного производства не позднее следующего дня после дня его вынесения направляется налоговому органу и должнику (под расписку или заказным письмом).

В случае направления копии постановления о возбуждении исполнительного производства должнику заказным письмом датой его получения считается шестой день со дня отправления.

Судебный пристав-исполнитель возвращает постановление налогового органа в трехдневный срок со дня его поступления, если оно направлено с нарушением срока предъявления его к исполнению или не соответствует требованиям, предусмотренным ст. 8 Закона «Об исполнительном производстве».

Судебный пристав-исполнитель не позднее следующего дня после дня вынесения постановления о возвращении исполнительного документа направляет его копию в налоговый орган. В постановлении о возвращении исполнительного документа указывается, по какому основанию возвращается исполнительный документ, и устанавливается срок для устранения допущенных нарушений, если основанием возвращения явилось невыполнение требований, предусмотренных ст. 8 Закона «Об исполнительном производстве».

После устранения допущенных нарушений постановление налогового органа повторно направляется в службу судебных приставов.

В случае устранения допущенных нарушений в установленный судебным приставом-исполнителем срок постановление налогового органа считается поступившим в день его первоначального поступления судебному приставу-исполнителю.

Нарушение срока, установленного для устранения допущенных нарушений, не препятствует вторичному направлению постановления налогового органа судебному приставу-исполнителю в общем порядке после устранения этих нарушений (п. 3.3 Методических рекомендаций по организации взаимодействия налоговых органов РФ и Службы судебных приставов Минюста РФ при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоплательщика-организации или налогового агента-организации [3] ).

В случае произведенного территориальным органом ФНС России ареста имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 77 НК РФ в структурное подразделение территориального органа ФССП направляется копия протокола ареста имущества должника с приложением (при наличии) копий актов описи.

Если в ходе исполнительного производства изменилась сумма задолженности, подлежащая взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление об уточнении сумм задолженности по постановлению территориального органа ФНС России с указанием причин изменения суммы задолженности.

Денежные средства, взысканные в ходе исполнения исполнительных документов, перечисляются структурным подразделением территориального органа ФССП на счета, указанные в исполнительном документе или сопроводительном письме территориального органа ФНС России, в течение пяти операционных дней со дня поступления денежных средств на депозитный счет подразделения судебных приставов.

В целях защиты прав должника после получения от службы судебных приставов копии постановления о возбуждении исполнительного производства территориальный орган ФНС России приостанавливает списание денежных средств в бесспорном порядке с банковских счетов должника и в тот же день информирует об этом соответствующий байк. Территориальный орган ФНС России приостанавливает списание денежных средств в бесспорном порядке со счетов должника на сумму задолженности, указанную в постановлении о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика-организации (налогового агента-организации), по которому судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство.

В случае отсутствия сведений о месте нахождения должника или имущества должника судебный пристав-исполнитель выносит постановление о розыске должника или имущества должника.

Если должнику предоставлено право на реструктуризацию кредиторской задолженности по налогам, сборам и задолженности по начисленным пеням, а также в иных случаях изменения срока уплаты (отсрочка, рассрочка) налога (сбора), а также пени на всю сумму задолженности, подлежащей взысканию, исполнительный документ подлежит отзыву. В случае изменения срока уплаты части суммы задолженности, подлежащей взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю уведомление об уточнении взыскиваемой суммы.

Для обеспечения исполнения исполнительных документов по имущественным взысканиям судебный пристав-исполнитель одновременно с возбуждением исполнительного производства накладывает арест на имущество должника в соответствии со ст. 80 Закона «Об исполнительном производстве».

В случае наложения судебным приставом-исполнителем ареста на имущество организации-должника для взыскания налогов, сборов, пени, штрафов в соответствии со ст. 47 НК РФ арест, наложенный на то же имущество территориальным органом ФНС России в соответствии со ст. 77 НК РФ, подлежит отмене уполномоченным должностным лицом территориального органа ФНС России.

В случае наложения территориальным органом ФНС России ареста на имущество организации-должника в соответствии со ст. 77 НК РФ после предъявления постановления о взыскании налога (сбора), а также пени за счет имущества налогоилателыцика-орга- низации или налогового агента- организации для принудительного исполнения территориальный орган ФНС России не позднее следующего дня после наложения ареста сообщает об этом судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится указанное постановление.

Читайте также:  Ипотека на покупку квартиры юридическим лицом

Судебный пристав-исполнитель направляет в территориальный орган ФНС России уведомление о наложении ареста и копию акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества).

Территориальный орган ФНС России после получения уведомления и акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества), на которое ранее наложен арест в рамках ст. 77 НК РФ, в течение трех рабочих дней производит действия по снятию ареста с данного имущества. Решение об отмене ареста оформляется постановлением.

Данное постановление в течение трех рабочих дней направляется (вручается) в орган прокуратуры, давший санкцию на арест имущества, и судебному приставу-исполнителю.

При получении из территориального органа ФНС России информации об инициировании процедуры банкротства в отношении должника судебный пристав-исполнитель приостанавливает исполнительное производство в соответствии с поди. 5 и. 1 ст. 40 Закона «Об исполнительном производстве».

Если судебный пристав-исполнитель получил определение арбитражного суда о признании организации-должника несостоятельной (банкротом) и об открытии конкурсного производства в силу требований ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство. Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение грех дней со дня окончания исполнительного производства направляются конкурсному управляющему или в ликвидационную комиссию (ликвидатору).

При осуществлении судебным приставом-исполнителем в отношении должника мер принудительного исполнения (арест и реализация имущества, а также иные меры), применение которых позволит в течение двух месяцев погасить задолженность перед Российской Федерацией в полном объеме, судебный пристав-исполнитель незамедлительно направляет в соответствующий территориальный орган ФНС России заявление о принятии решения об отложении подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом.

Следует учитывать, что взаимодействие налоговых органов и судебных приставов-исполнителей значительно ограничивается в случае исполнения судебного решения о взыскании недоимки и пени. В этой ситуации действует правило, согласно которому налоговый орган не вправе самостоятельно определять способ исполнения судебного акта.

Например, по одному из дел судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство в отношении налоговой инспекции, поскольку инспекция не исполнила решение арбитражного суда о возмещении организации НДС. Налоговый орган частично зачел подлежащий возмещению налогоплательщику налог в погашение недоимки налогоплательщика. А в отношении невозмещенного остатка налога было предложено направить заявление либо о зачете этой суммы в счет предстоящих платежей, либо о ее возврате. На основании извещения, полученного от налогового органа, судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного производства по фактическому его исполнению. Однако решением Арбитражного суда Республики Татарстан не был определен порядок его исполнения налоговым органом путем зачета.

Налоговый орган не вправе самостоятельно определять способ исполнения судебного акта. Такого права действующее законодательство ему не предоставляет [4] .

Решение налогового органа о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика исполняется судебным приставом в следующем порядке (абз. 2 п. 1 ст. 47 НК РФ).

В течение шести рабочих дней после получения постановления налогового органа о взыскании судебный пристав выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (п. 5 ч. 1 ст. 12, ч. 1, 7, 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). Его копию судебный пристав должен направить налоговому органу и налогоплательщику-должнику (ч. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Затем вам дается время – по общему правилу пять рабочих дней после получения копии постановления судебного пристава, в течение которых можно добровольно уплатить задолженность (ч. 2 ст. 15, ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Срок в пять рабочих дней для добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности в бюджет применяется с момента вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ (пп. “а” п. 2 ст. 1, ст. 4 данного Закона). Закон N 49-ФЗ вступил в силу 9 мая 2013 г. Ранее пристав мог установить и меньший срок для добровольного исполнения (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Если в этот срок вы не погасили задолженность, судебный пристав приступает к принудительному взысканию недоимки (пеней, штрафов) (ч. 2 ст. 68 Закона N 229-ФЗ).

ПОРЯДОК И СРОКИ ВЫНЕСЕНИЯ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СВЯЗИ С ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ ПО НАЛОГАМ (ПЕНЯМ, ШТРАФАМ). ЕГО НАПРАВЛЕНИЕ ИНСПЕКЦИИ И СРОК ВРУЧЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ

В течение трех рабочих дней после поступления в службу судебных приставов постановление налогового органа о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика передается судебному приставу-исполнителю. Тот, в свою очередь, не позднее трех рабочих дней с момента его получения выносит постановление о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 15, ч. 1, 7, 8 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). Таким образом, в общей сложности для его принятия отводится шесть рабочих дней.

Судебный пристав составляет постановление по форме, утвержденной Приказом ФССП России от 11.07.2012 N 318 (Приложение N 53). При этом должны быть соблюдены требования к содержанию данного документа, установленные ч. 2 ст. 14 Закона N 229-ФЗ.

Отметим, что постановление о возбуждении исполнительного производства, составленное с нарушениями, вы можете обжаловать вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или в суд (ч. 4 ст. 14, ст. 121 Закона N 229-ФЗ).

Судебный пристав-исполнитель передает налоговому органу копию постановления о возбуждении исполнительного производства. Также он вручает ее налогоплательщику лично под расписку или направляет по почте заказным письмом (абз. 2 п. 3.1 Методических рекомендаций). Сделать это он должен не позднее следующего рабочего дня после вынесения постановления (ч. 2 ст. 15, ч. 17 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

В п. 3.2 Методических рекомендаций предусмотрено, что налоговый орган после получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства должен приостановить действие выставленных им поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика .

Поручения на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика налоговый орган направляет в банк на предыдущей стадии принудительного взыскания налоговых платежей, когда задолженность погашается из денежных средств на банковских счетах налогоплательщика. Подробнее об этом вы можете узнать в гл. 4 “Взыскание налоговым органом недоимки (налоговой задолженности), пеней, штрафов, процентов со счетов налогоплательщика в банке и за счет электронных денежных средств”.

Однако полагаем, что на практике налоговые органы будут приостанавливать действие поручений на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика после того, как получат от судебного пристава-исполнителя постановление о наложении ареста на находящиеся в банках денежные средства (электронные денежные средства) налогоплательщика. Это условие следует из п. 4.1 ст. 46 НК РФ, введенного Федеральным законом от 23.07.2013 N 248-ФЗ, а также из п. 2.4 Соглашения ФССП России от 04.04.2014 N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 N ММВ-23-8/3@.

Читайте также:  Как арендовать коммерческое помещение

Вероятнее всего, налоговые органы будут руководствоваться именно данными нормами, поскольку они были приняты позже, чем Методические рекомендации. При этом в упомянутом выше п. 3.2 Методических рекомендаций указанные законодательные изменения не учтены.

ИСПОЛНЕНИЕ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ РЕШЕНИЯ (ПОСТАНОВЛЕНИЯ) НАЛОГОВОГО ОРГАНА О ВЗЫСКАНИИ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ, ШТРАФОВ ЗА СЧЕТ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

Судебный пристав должен произвести взыскание недоимки (пеней, штрафов) за счет имущества налогоплательщика в течение двух месяцев со дня поступления к нему постановления налогового органа о взыскании задолженности (п. 4 ст. 47 НК РФ, ч. 1, 2 ст. 36 Закона N 229-ФЗ). В этот срок не включается время, в течение которого исполнительные действия фактически не совершались. Например, в него не входят периоды, когда производство было отложено, приостановлено (ч. 7 ст. 36 Закона N 229-ФЗ).

Однако заметим, что истечение указанного срока не влечет прекращения (окончания) исполнительного производства (ч. 8 ст. 36 Закона N 229-ФЗ). Поэтому взыскать налоговые платежи за счет вашего имущества можно и после установленного двухмесячного срока.

Сначала судебный пристав предоставит вам время для добровольной уплаты задолженности в бюджет (ч. 11 ст. 30 Закона N 229-ФЗ). По общему правилу этот срок составляет пять рабочих дней со дня получения вами копии постановления о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 ст. 15, ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Срок в пять рабочих дней для добровольной уплаты налогоплательщиком задолженности в бюджет применяется с момента вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 N 49-ФЗ (пп. “а” п. 2 ст. 1, ст. 4 данного Закона). Закон N 49-ФЗ вступил в силу 9 мая 2013 г. Ранее пристав мог установить и меньший срок для добровольного исполнения (ч. 12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).

Важно учитывать, что при неисполнении постановления в отведенный срок приставы взыскивают исполнительский сбор. Его размер составляет 7% от взыскиваемой суммы налогов (пеней, штрафов), но не менее 5000 руб. для организации или 500 руб. для индивидуального предпринимателя (ст. 112 Закона N 229-ФЗ).

Чтобы обеспечить своевременное взыскание задолженности, судебные приставы вправе совершать исполнительные действия (ст. 64 Закона N 229-ФЗ). Приведем наиболее значимые из них.

Так, приставы вправе:

1) наложить арест на ваше имущество, денежные средства, ценные бумаги, изъять указанное имущество, передать его на хранение (п. 7 ч. 1 ст. 64, ст. ст. 80 – 84, 86 Закона N 229-ФЗ, п. 2.9 Соглашения).

Отметим, что после получения от судебного пристава-исполнителя копии акта о наложении ареста на имущество должника (описи имущества) инспекция в течение трех рабочих дней проводит действия по снятию ранее наложенного ею ареста на это имущество (п. 2.11 Соглашения).

2) произвести оценку имущества (п. п. 8, 9 ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Имущество, за счет которого производится взыскание задолженности по налогам, пеням, штрафам, оценивается по рыночным ценам (ч. 1 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).

Оценка производится (ч. 1 – 3 ст. 85 Закона N 229-ФЗ):

Последний привлекается в двух случаях:

– если оценивается имущество, указанное в ч. 2 ст. 85 Закона N 229-ФЗ (недвижимость, драгоценные металлы и камни, предметы, имеющие историческую и художественную ценность, и др.);

– если вы не согласны с оценкой пристава. В такой ситуации вы должны оплатить все расходы, связанные с привлечением оценщика (ч. 3 ст. 85 Закона N 229-ФЗ). В течение трех рабочих дней после получения отчета оценщика пристав выносит постановление об оценке имущества (ч. 2 ст. 15, п. 3 ч. 4 ст. 85 Закона N 229-ФЗ). Не позднее следующего рабочего дня он должен направить вам его копию (ч. 6 ст. 85 Закона N 229-ФЗ).

Стоимость имущества, которую указал оценщик или судебный пристав, вы можете оспорить. Жалобу нужно подать вышестоящему должностному лицу или в суд не позднее 10 рабочих дней со дня извещения вас о произведенной оценке (п. 3 ч. 4, ч. 7 ст. 85, ст. ст. 122, 123 Закона N 229-ФЗ);

3) совершать иные действия: проверять финансовые документы, запрашивать необходимую информацию у налогового органа и налогоплательщика, вызывать стороны исполнительного производства и их представителей в предусмотренных законом случаях, производить розыск должника и др. (ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

Если в установленный срок вы не перечислили сумму задолженности в бюджет, судебный пристав приступает к ее принудительному взысканию (ч. 2 ст. 68 Закона N 229-ФЗ).

Прежде всего он изымает у организации (индивидуального предпринимателя) денежные средства. Сначала они перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, а затем – в бюджет (ч. 1 ст. 69, ч. 1, 2 ст. 70, п. 1 ч. 3 ст. 110 Закона N 229-ФЗ).

Если денежных средств нет, пристав изымает иное имущество налогоплательщика и передает его специализированной организации на реализацию (ч. 4 ст. 69, ч. 1 ст. 87 Закона N 229-ФЗ).

Отметим, что при взыскании задолженности судебные приставы изымают имущество в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ. Вы вправе указать, в какой последовательности изымать имущество, которое относится к одной очереди. Свои предложения лучше оформить письменно, т.е. подать заявление, составленное в произвольной форме. Однако окончательное решение принимают судебные приставы (ч. 5 ст. 69 Закона N 229-ФЗ).

Сумма, вырученная от реализации имущества, направляется (ч. 2 ст. 69 Закона N 229-ФЗ):

– на погашение вашей налоговой задолженности. При этом недоимка (пени, штрафы) считается уплаченной с момента продажи имущества (п. 6 ст. 47 НК РФ);

– на оплату расходов, связанных с совершением исполнительных действий.

После этого судебные приставы завершают исполнительное производство (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).

Добавим, что в ч. 1 ст. 47 Закона N 229-ФЗ предусмотрены и другие основания для окончания исполнительного производства. В частности:

– возвращение судебным приставом постановления о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика, например, в связи с его отзывом налоговым органом при предоставлении отсрочки или рассрочки налогоплательщику (п. 3.17 Методических рекомендаций);

– признание налогоплательщика банкротом;

Окончание исполнительного производства оформляется постановлением судебного пристава (ч. 3 ст. 47 Закона N 229-ФЗ). Копию постановления не позднее следующего рабочего дня пристав направляет в налоговый орган и налогоплательщику (ч. 2 ст. 15, ч. 6 ст. 47 Закона N 229-ФЗ).

Ссылка на основную публикацию
Иск по задолженности по зарплате
Защита своего права на оплату труда в суде начинается с подачи такого документа, как исковое заявление о взыскании заработной платы....
Информационное письмо в фсс по больничному листу
Каждый субъект предпринимательства с целью социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности взаимодействует с Фондом социального страхования. В ходе работы возникает...
Информационное письмо о расторжении договора аренды образец
Письмо о прекращении договора аренды является одним из способов прервать существующие отношения между арендодателем и арендатором. Договор можно прервать как...
Иск по закону о защите прав потребителей
Главная Исковые заявления. Суды общей юрисдикции Образец искового заявления о защите прав потребителей, связанных с продажей некачественного товара (замена товара)...
Adblock detector