Исполнительные расходы состоят из

Исполнительные расходы состоят из

Исполнительные расходы представляют собой затраты, которые несут стороны исполнительного производства по поводу и в связи с исполнением юрисдикционного акта в порядке, предусмотренном ФЗ"Об исполнительном производстве".

Возложение расходов, связанных с исполнительным производством, на заинтересованных лиц преследует следующие цели: — возместить затраты, которые несет российское государство по принудительному исполнению юрисдикционных актов; — способствовать добровольному выполнению должником возложенных на него обязанностей в сроки, установленные для добровольного исполнения юрисдикционных актов. Исполнительные расходы состоят из исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор представляет собой установленное нормами исполнительного права денежное взыскание, которое должник обязан уплатить в доход государства в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в установленный для его добровольного исполнения срок, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Взыскание исполнительского сбора оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя. Сбор равен 7 процентам от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника. В случае, когда должником-гражданином не исполняется исполнительный документ неимущественного характера, исполнительский сбор взыскивается с должника в размере 500 рублей. Если должником по неимущественному исполнительному документу является юридическое лицо, то размер исполнительского сбора увеличивается до 5000 рублей.

Красходам по совершению исполнительных действий относятся средства, затраченные на: 1) перевозку, хранение и реализацию имущества должника; 2) оплату работы переводчиков, понятых, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к совершению исполнительных действий; 3) перевод (пересылку) по почте взыскателю взысканных сумм; 4) розыск должника, его имущества или розыск ребенка, отобранного у должника по суду; 5) другие необходимые исполнительные действия, совершаемые в процессе исполнения исполнительного документа. Расходы на совершение исполнительных действий взыскиваются с должника. Однако до совершения указанных действий расходы должны быть авансированы взыскателем. При завершении исполнительных действий авансовый взнос полностью возвращается взыскателю.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8762 — | 7142 — или читать все.

91.146.8.87 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие и назначение исполнительных расходов

Исполнение требований исполнительного документа в принудительном порядке зачастую не обходится без определенных материальных взысканий и затрат. В этой связи законодательство об исполнительном производстве содержит правовые механизмы, позволяющие взыскать с должника исполнительский сбор (ст. 112), и расходы по совершению исполнительных действий (гл. 16). Теория исполнительного права объединяет эти два понятия и определяет их как исполнительные расходы.

Взыскание исполнительных расходов, как правило, производятся с должника. В строго установленных законом случаях они возмещаются за счет средств федерального бюджета. Такая нормативная регламентация не случайна, поскольку в силу специфики правоотношений в исполнительном производстве должник — обязанное лицо, ставшее таким на основании вступившего в законную силу судебного акта или акта иного органа или должностного лица.

В этой связи назначение исполнительных расходов состоит прежде всего в том, чтобы дисциплинировать поведение должника, направив все его действия на добровольное исполнение требований исполнительного документа. В противном случае должник претерпевает правовые последствия в виде штрафных санкций, к которым, в частности, относится исполнительский сбор, а также компенсирует расходы по совершению исполнительных действий.

Исполнительные расходы также призваны возместить затраты государства, понесенные в связи с принудительным исполнением требований исполнительных документов.

Исполнительные расходы, как указывалось ранее, состоят из исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.

Исполнительский сбор

Исполнительский сбор — это мера ответственности штрафного характера, налагаемая на должника в связи с неисполнением им исполнительного документа в срок, предоставленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, или в течение суток, если требования подлежат немедленному исполнению. Данный сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112).

Порядок взыскания исполнительского сбора осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями ФССП России от 23.12.2010 № 01-8.

Исходя из определения исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель взыскивает его с должника только после истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения, который не может превышать пять дней с момента получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, в противном случае действия судебного пристава, связанные со взысканием исполнительского сбора, признаются судами незаконными.

Суды в своих решениях, как правило, указывают, что "иного порядка исчисления срока для добровольного исполнения исполнительного документа федеральное законодательство не содержит" (см. определение Ульяновского областного суда от 14.06.2011 по делу № 33-2091/2011). Пропуск срока, установленного должностным лицом ФССП России, даже при последующем добровольном исполнении должником требований исполнительного документа, все равно влечет за собой взыскание исполнительского сбора (см. обобщение судебно-арбитражной практики рассмотрения ФАС Поволжского округа споров, связанных с применением Федерального закона об исполнительном производстве).

Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника, а не на судебного пристава-исполнителя (см. постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.03.2008 по делу № 10-6313/06-Ф02-249/08).

Читайте также:  Где в тюмени подать на развод

В постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предупреждает должника о последствиях неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, в виде взыскания исполнительского сбора. При этом следует отметить, что взыскание исполнительского сбора по истечении срока на добровольное исполнение осуществляется судебным приставом-исполнителем, если должник не представит доказательств, подтверждающих наличие причин объективного характера (не зависящих от воли должника), которые воспрепятствовали ему исполнить требования исполнительного документа добровольно.

Размер исполнительского сбора устанавливается законодательством и может быть двух видов: процентным и в твердом денежном выражении. Если исполнительский сбор взыскивается по требованиям имущественного характера, т.е. имеющим денежную оценку, исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию денежной суммы или стоимости взыскиваемого имущества (ч. 3 ст. 112). Например, если с должника взыскивается сумма в пять тысяч рублей, то исполнительский сбор составит 350 руб. При взыскании периодических платежей исполнительский сбор исчисляется и взыскивается с каждой суммы задолженности в отдельности (например, по алиментным обязательствам).

Необходимо обратить внимание, что, несмотря на процентное выражение исполнительского сбора по имущественным требованиям исполнительных документов, законодательством предусмотрено, что исполнительский сбор в этом случае не может быть меньше 500 руб., если должником является физическое лицо, и не менее пяти тысяч руб., если должник — юридическое лицо. Например, если должник, обязанный передать взыскателю 100 руб., не исполнил данное требование добровольно, он подлежит штрафной ответственности в виде взыскания исполнительского сбора в размере 500 руб.

Нормативно установленный минимальный размер исполнительского сбора призван дисциплинировать должников, особенно если размер долга меньше исполнительского сбора. Это влечет увеличение числа исполнительных производств, оконченных фактическим исполнением, и предотвращает превращение территориальных органов ФССП России в "платежный терминал".

В случае неисполнения требования неимущественного характера размер исполнительского сбора установлен в твердом денежном выражении: с должника-гражданина взыскивается 500 руб., если должником является организация — пять тысяч руб.

Взыскание исполнительского сбора происходит по общим правилам исполнения. В рамках основного исполнительного производства он взыскивается после удовлетворения основного требования и расходов по совершению исполнительных действий в соответствии со ст. 110 Федерального закона об исполнительном производстве наличными и безналичными денежными средствами. На основании п. 12.5 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" инкассовое поручение должно содержать указание на постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Следует отметить, что в случае заключения взыскателем и должником мирового соглашения постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное до утверждения судом мирового соглашения, подлежит исполнению в общем порядке (п. 5.4 Методических рекомендаций по порядку взыскания исполнительского сбора).

Из общего правила по взысканию исполнительского сбора предусмотрены некоторые исключения. Исполнительский сбор не взыскивается:

  • — если в службу судебных приставов поступил исполнительный документ по совершению отдельного исполнительного действия или применению отдельных мер принудительного исполнения в порядке поручения (ч. 6 ст. 33);
  • — в случае повторного предъявления к исполнению исполнительного документа, по которому вынесено и не отменено постановление о взыскании исполнительского сбора;
  • — при исполнении постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, которые были наложены в процессе принудительного исполнения.

Предусматривая защиту прав должника, законодательство наделяет его правом на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора, а также правом на обращение в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера вплоть до полного освобождения от его уплаты.

Право на оспаривание постановления о взыскании исполнительского сбора может быть реализовано только в порядке обращения с соответствующим заявлением в суд (ч. 4 ст. 121).

В этой связи следует отметить, что основаниями для удовлетворения требований заявителей, оспаривавших законность постановления о взыскании исполнительского сбора, в основном являются следующие: вынесение постановления до истечения срока на добровольное исполнение, до уведомления должника о возбуждении исполнительного производства, без учета имеющейся информации об уважительных причинах неисполнения требований исполнительных документов (см. Обзор судебной практики по оспариванию постановлений, действий (бездействия) должностных лиц ФССП России в 2008 г. (приложение к письму ФССП России от 27.03.2009 №12/07-3906-СВС)).

Исходя из того, что исполнительский сбор является санкцией штрафного характера, вызывает критические замечания правовая конструкция, предусматривающая обращение в суд с иском об уменьшении, рассрочке или отсрочке взыскания исполнительского сбора. Связано это с тем, что согласно Постановлению КС РФ от 30.07.2001 № 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский"" исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности (см. гл. 5 настоящего учебника).

Читайте также:  Запись в трудовой срочный трудовой договор пример

Следует обратить внимание, что уменьшить размер исполнительского сбора суд может не более чем на одну четверть от размера, установленного законом. В случае уменьшения размера исполнительского сбора судом постановление судебного пристава-исполнителя считается измененным.

Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства, смягчающего юридическую ответственность лица и позволяющего снизить максимальный размер исполнительского сбора, принадлежит суду. Однако вопрос о наличии либо отсутствии оснований для уменьшения размера исполнительского сбора не может быть предметом исследования суда по делу об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя. Если заявитель просит признать оспариваемый документ незаконным в полном объеме, полагая, что он не мог исполнить предъявляемое требование по причине непредвиденных, непреодолимых препятствий, то суд, уменьшая размер исполнительского сбора по собственной инициативе, выйдет за пределы заявленных требований. Поэтому еще раз подчеркнем, что требование об уменьшении размера исполнительского сбора может быть заявлено только в самостоятельном иске (см. постановление ФАС Уральского округа от 19.06.2008 по делу № А60-1340/08).

Арбитражная практика исходит из того, что применяемая санкция не должна вести к ухудшению материального положения должника. При этом судьями учитываются следующие обстоятельства должника:

  • — характер совершенного им правонарушения, тяжесть финансового положения, социальная значимость осуществляемой хозяйственной деятельности, степень вины;
  • — значительность суммы, подлежащей взысканию, и сезонность производственной деятельности;
  • — документальное подтверждение частичного погашения организацией своей задолженности.

Но при этом само по себе отсутствие денежных средств и трудное финансовое положение, как и наличие нескольких исполнительных производств, не являются уважительными причинами неисполнения исполнительного документа.

В то же время принятие мер по добровольному исполнению требований исполнительного документа, а именно: уплата в установленный для добровольного исполнения срок более половины суммы долга, — свидетельствует о добросовестном поведении должника по исполнительному производству и может рассматриваться в качестве основания для уменьшения исполнительского сбора. Представление доказательств наличия тяжелого материального положение должника не является обязательным условием для уменьшения исполнительского сбора (см. справку Арбитражного суда Свердловской области за 2008 г. о практике рассмотрения споров, связанных с применением Федерального закона об исполнительном производстве).

Должнику возвращается излишне уплаченная сумма, если на момент уменьшения размера исполнительского сбора должник оплатил его в полном объеме.

Возвращение должнику исполнительского сбора также производится в случаях, когда отменяется:

  • — судебный акт, акт другого органа или должностного лица, на основании которых выдавался исполнительный документ;
  • — исполнительный документ;
  • — постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Процедура возвращения исполнительского сбора регламентирована Правилами возврата должнику исполнительского сбора, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 550. Согласно данному постановлению возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа ФССП России, в котором был взыскан исполнительский сбор (п. 3 Правил).

По общему правилу, установленному ст. 160.1 БК, принятие решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, и представление поручения в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Минфином России, отнесено к полномочиям администратора доходов бюджета.

Главным администратором доходов бюджетов бюджетной системы РФ по коду бюджетной классификации "Исполнительский сбор" является ФССП России (приказ Минфина России от 30.12.2009 № 150н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации").

Возврат исполнительского сбора, перечисленного на счета, открытые органам Федерального казначейства, осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на основании платежного документа администратора доходов бюджета (соответствующего территориального органа ФССП России) по предназначенному для учета исполнительского сбора коду классификации доходов бюджетов РФ в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты его представления в территориальный орган Федерального казначейства (п. 5 Правил).

Таким образом, возврат исполнительского сбора из бюджетов всех уровней действующее законодательство относит к полномочиям администратора доходов бюджета. Следовательно, надлежащим ответчиком по делам, связанным с уменьшением размера исполнительского сбора или освобождением от его взыскания в случае, когда денежные средства, перечисленные должником в счет уплаты исполнительского сбора, на момент обращения в суд зачислены в федеральный бюджет, должен выступать соответствующий территориальный орган ФССП России (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2010 г.).

Кроме того, следует учитывать Определение КС РФ от 01.04.2008 № 419-О-П "По жалобе открытого акционерного общества "Межотраслевой концерн "Уралметпром" на нарушение конституционных прав и свобод положением пункта 4 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве"", в котором разъясняется, что в случае прекращения исполнительного производства — ввиду отмены судебного акта или акта другого органа, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также документа, который в силу закона является исполнительным документом, исполнительский сбор возвращается должнику — предполагается возврат должнику денежных сумм, взысканных в качестве исполнительского сбора, при прекращении оснований для его уплаты в силу вступившего в законную силу определения арбитражного суда о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.

Исполнительский сбор возвращается на основании заявления должника, которое он представляет в подразделение службы судебных приставов, где было произведено взыскание. К заявлению необходимо приложить копии документов, подтверждающих наличие оснований для возврата исполнительского сбора (акт юрисдикционного органа об отмене исполнительного документа). Возврат исполнительского сбора производится в течение 30 дней с момента принятия заявления.

Читайте также:  Границы застройки индивидуальных жилых домов

Однако исполнительский сбор не возвращается должнику, за которым сохраняется обязанность уплаты штрафа, при возврате исполнительного документа взыскателю по его заявлению (п. 1 ч. 1 ст. 46). На это обстоятельство обратил внимание ВАС РФ, указавший, что неисполнение должником требований пристава в срок, установленный для добровольного исполнения, образует состав самостоятельного правонарушения (см. определение ВАС РФ от 01.06.2007 по делу № 6165/07).

Расходы по совершению исполнительных действий

Понятие расходов по совершению исполнительных действий

Расходами по совершению исполнительных действий являются затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения денежные средства федерального бюджета.

Следует отметить, что действующая ст. 116 Закона об исполнительном производстве не является нововведением, скорее, это возврат к прошлому, так как в ст. 367 ГПК РСФСР уже содержалась норма, согласно которой исполнительные действия совершались за счет государства.

Если судебному приставу-исполнителю необходимы денежные средства на совершение каких-либо исполнительных действий, например, восстановление или получение документов, составление документации на объекты недвижимости и др., то он обращается к старшему судебному приставу, который пишет заявку на имя главного судебного пристава субъекта РФ о том, что на совершение исполнительных действий требуются денежные средства. Отчетными документами будут счета-фактуры, накладные и т.д.

К расходам по совершению исполнительных действий помимо денежных средств, затраченных из федерального бюджета, относятся также денежные средства взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 48.116 Закона об исполнительном производстве).

К иным лицам, участвующим в исполнительном производстве, чьи денежные средства могут быть израсходованы в процессе совершения исполнительных действий, относятся:

а) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

б) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.).

К расходам можно отнести расходы по проезду к месту совершения исполнительных действий, вознаграждение за отвлечение от работы и т.д.

Перечень расходов на совершение исполнительных действий не является исчерпывающим. Однако на практике возникают ситуации, разрешение которых происходит неоднозначно. Так, в процессе исполнения исполнительного документа могут совершаться любые исполнительные действия, которые впоследствии должны быть компенсированы должником в порядке, предусмотренном ст. 117 Закона об исполнительном производстве. К таким действиям судебные приставы-исполнители относят снабжение судебного пристава-исполнителя канцелярскими принадлежностями, типографское изготовление бланков документов, необходимых при исполнении, почтовые расходы.

Отметим, что судебная практика не всегда с этим согласна. Существуют решения как о незаконности отнесения канцелярских расходов к расходам по совершению исполнительных действий, так и об отказе в удовлетворении жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, которые взыскивали с должника канцелярские расходы.

Все затраты, понесенные взыскателем и иными лицами, участвующими в исполнительном производстве, на совершение исполнительных действий, должны быть документально подтверждены и согласованы с судебным приставом-исполнителем.

Расходы по совершению исполнительных действий взыскиваются с должника — это общее правило возмещения расходов, так как по вине должника, не исполнившего в добровольном порядке исполнительный документ, возбуждается исполнительное производство.

В случае отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, в порядке, предусмотренном п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве, должник не будет нести каких-либо расходов по совершению исполнительных действий. Указанное положение ст. 117 Закона об исполнительном производстве гарантирует защиту прав должника при незаконном вынесении судебного акта. В данном случае все расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.

Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий

Постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом. Указанное положение согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П соответствует Конституции РФ. Таким образом, взыскание расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета и возмещение лицу, которое их понесло, производится путем вынесения постановления судебным приставом-исполнителем, утверждаемого старшим судебным приставом.

Юридически значимые действия судебного пристава-исполнителя оформляются в виде письменного постановления. Данное правило обеспечивает возможность контроля действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя вышестоящими органами и должностными лицами, а также способствует защите прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, путем обжалования соответствующих постановлений. В случае если взыскатель, должник или иное лицо не согласны с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов, они имеют право в течение 10 дней ею оспорить в судебном порядке через суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель. Заявление об оспаривании рассматривается в судебном заседании, а по результатам рассмотрения принимается решение суда.

Ссылка на основную публикацию
Иск по задолженности по зарплате
Защита своего права на оплату труда в суде начинается с подачи такого документа, как исковое заявление о взыскании заработной платы....
Информационное письмо в фсс по больничному листу
Каждый субъект предпринимательства с целью социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности взаимодействует с Фондом социального страхования. В ходе работы возникает...
Информационное письмо о расторжении договора аренды образец
Письмо о прекращении договора аренды является одним из способов прервать существующие отношения между арендодателем и арендатором. Договор можно прервать как...
Иск по закону о защите прав потребителей
Главная Исковые заявления. Суды общей юрисдикции Образец искового заявления о защите прав потребителей, связанных с продажей некачественного товара (замена товара)...
Adblock detector