Как перейти на индивидуальное обучение в школе

Как перейти на индивидуальное обучение в школе

Здравствуйте, читатели! Если ребенок в силу уважительных причин не может проходить курс учебного процесса вместе со всем классом, родителям стоит знать, что такое индивидуальное обучение в школе и как можно на него перейти. Такие меры имеют законодательную базу, основывающуюся на законах об образовании и индивидуальном обучении, сопутствующих нормативных актах (письмах министерства образования, уставах школ и пр.).

Особенности уроков

Хочу сказать, что если образовательный процесс, построенный на индивидуальном прохождении школьной программы, может проходить в нескольких формах: дома, в школе, специальных центрах. Частная форма обучения распространяется на тех детей, которые не могут посещать плановые школьные занятия по расписанию.

В итоге, регулярное отсутствие на школьных занятиях приводит к отставанию по программе. Чтобы избежать снижения успеваемости, родители вынуждены обращаться к индивидуальному обучению.

Другие категории

Кроме всех перечисленных, имеют место и другие ситуации, которые приводят к переводу на индивидуальное школьное изучение программы. К таковым можно отнести детей, чьи родители, в силу служебной деятельности (военные), вынуждены часто менять место жительства.

Ученику сложно постоянно приспосабливаться к новому коллективу, особенностям программы.

Обратите внимание, что частные занятия по инициативе родителей проводятся с детьми, которым неприемлемо обучение в коллективе по религиозным взглядам либо исходя из психологических особенностей. Каждый случай рассматривается индивидуально.

Пошаговая инструкция перевода

Чтобы перейти на индивидуальное обучение в школе, родителям необходимо собрать соответствующие документы, получив одобрение администрации школы и медиков. Необходимо также узнать, содержит ли устав школы пункт об индивидуальном обучении (если его нет – школа может дать отказ).

Здесь существует два выхода: найти другое учреждение либо обратиться к городскому отделу образования, который вправе обязать школьную администрацию внести соответствующий пункт. Последовательность дальнейших действий такова:

  • родители пишут заявление директору школы о переходе ребенка на индивидуальное обучение;
  • согласование с администрацией и учителями школьного заведения графика занятий, количества часов, отведенных изучению каждого предмета.

Директором школы подписывается приказ о назначении преподавателей, а также указываются сроки, когда ученик будет проходить аттестацию на протяжении учебного года. На ученика заводится журнал, где фиксируются оценки, домашние задания.

Разработка плана обучения и особенности процесса

Если вы еще не знали, то подчеркну, что составление учебного плана проводится совместно с родителями или их законными представителями. Преподаватель всесторонне учитывает особенности подопечного, его интересы, пожелания родителей. Непременно берется во внимание состояние здоровья ученика.

По каждому из предметов, предусмотренных программой, назначаются отдельные педагоги, которые обеспечивают подготовку. В случаях, когда педагогов не хватает, администрация школы может привлечь внештатных сотрудников.

Если ребенок не посещает занятия по причине болезни, удостоверенной соответствующей справкой, пропущенные уроки компенсируются по согласованию с родителями. На время отсутствия по уважительной причине педагога, назначается другая особа либо занятия временно приостанавливаются.

Система индивидуального обучения на базе школы имеет свои преимущества, так как дает возможность увеличить объем программы или, наоборот, приостановить, если потребуется. Ребенок получит частные консультации, усовершенствовать знания.

Что же касается недостатков, здесь – ограниченное общение со сверстниками, но это можно наверстать внешкольными занятиями в кружках и секциях. Такое общение становится приятным для детей.

В последние годы одной из наиболее популярных тем, касающихся обучения, стала проблема индивидуализации. Многие ученики и их родители слышали о существовании форм образовательного процесса, отличающихся от традиционной классно-урочной системы.

Сегодня школьники вправе получать образование по индивидуальному маршруту, который может быть осуществлен по принципу дистанционного получения знаний, экстерната, а также индивидуального обучения в школе. Многие слышали об этих видах занятий, однако не все могут похвастаться доскональным знанием вопроса. В данной статье будет рассмотрена сущность обучения по индивидуальному учебному плану в школе, а также достоинства и недостатки такой формы.

Читайте также:  Вопросы по загранпаспорту куда звонить

Для чего это нужно?

Далее будут рассмотрены цели индивидуального обучения ребенка в школе

Получение образования, организованного по собственному маршруту, призвано обеспечить усвоение знаний умений и навыков, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте, лицами, нуждающимися в особом подходе.

Существование такого вида прохождения школьной программы обеспечивает осуществление конституционного положения о всеобщем праве на получение образования. Поэтому такое обучение предоставляется ребенку на бесплатной основе, как и образование стандартного типа.

Также наличие в стране подобной услуги говорит о том, что российская система образования учитывает интересы и потребности людей с ослабленным здоровьем и дает им возможность получать знания наряду с прочими гражданами, согласно установленным стандартам.

Кто может рассчитывать на обучение по индивидуальному плану в школе?

Кроме детей, имеющих рекомендацию на получение такого рода образования от медицинской комиссии, есть еще несколько групп школьников, которые могут быть переведены на уроки в режиме, когда общение происходит один на один с учителем. Можно назвать следующие категории детей, нуждающихся в подобной образовательной услуге:

  • Лица, не выполняющие учебную программу на удовлетворительную оценку. Если ребенок не успевает по одному или более предметам, то обучение проблемным дисциплинам может быть переведено в индивидуальный режим.
  • Особо одаренные дети, способные осваивать программу по какому-либо предмету в сжатые сроки, а также имеющие необходимые задатки для прохождения углубленного курса.
  • Школьники, занятые в различных секциях, кружках самодеятельности, которые регулярно участвует в различного рода спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, концертах и так далее. Такие дети имеют право заниматься с педагогами индивидуально, поскольку регулярные длительные перерывы в учебе не позволяют им успешно усваивать курс в классном коллективе.
  • Дети, имеющие другие причины на обучение в школе в индивидуальной форме.

Далее будет рассмотрена каждая из этих групп отдельно.

Хроническая неуспеваемость

Школьники, которые неудовлетворительно учатся по одному или нескольким предметам в силу каких либо причин, могут быть переведены на индивидуальный режим. Также на такую форму получения образования могут рассчитывать лица, у которых ввиду психологических особенностей личности не получается выстраивать отношения с коллективом детей. В этом случае в учебный план, рассчитанный на конкретного школьника, кроме обязательных дисциплин, включаются также занятия с психологами и необходимые комплексы мер по устранению хронической неуспеваемости.

После преодоления сложившихся проблем и компенсации отставания от остального класса такой ребенок может быть переведен обратно на традиционное обучение.

Кроме перечисленных детей с проблемами здоровья, а также психологическими особенностями личности, индивидуальное обучение в школе может быть рекомендовано и тем ребятам, которые отличаются неудовлетворительным поведением, но в силу определенных причин не могут быть отправлены для получения образования в специальные учреждения.

В прохождении особого образовательного маршрута для таких школьников, безусловно, больше плюсов, чем минусов. Во-первых, находясь на подобном обучении, ребенок не чувствует своей неполноценности по отношению к одноклассникам. Во-вторых, если речь идет о хулиганах, чье поведение мешает другим детям получать знания, то здесь положительный результат перевода ученика на индивидуальный режим тоже очевиден.

Кроме того, общение один на один с педагогом в большинстве случаев положительно сказывается на успехах школьника. Если вовремя осуществить переход на подобную систему, то можно избежать таких негативных последствий, как накопление многочисленных академических задолженностей и повторное обучение в одном и том же классе.

Одаренные дети

Индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья и по причине психологических особенностей личности, как было сказано выше, не является единственной разновидностью такого образования. В особом подходе нуждаются также дети, обладающие различными талантами и одаренные в какой-либо области. В педагогической психологии существует даже особый раздел, посвященный изучению личностных характеристик подобных учеников.

Их отличие от среднестатистических детей состоит в не только в том, что они обладают отличными задатками для деятельности в какой-либо сфере, но нередко и значительным отставанием по другим образовательным предметам. Поэтому такие школьники часто нуждаются не только в ускоренном углубленном прохождении курсов по одной или нескольким дисциплинам, но также и в корректировке самостоятельных занятий по некоторым предметам.

Также известно, что подобные личности нередко являются более уязвимыми с психологической точки зрения. Общение в коллективе часто приносит им различные отрицательные эмоции.

Поэтому задача педагогов состоит не только в раскрытии их таланта и содействии дальнейшему развитию такого ребенка, но и в помощи родителям в выборе правильного образовательного маршрута для их сына или дочки.

О спорт, ты — жизнь!

Другой категорией учеников, которые могут рассчитывать на индивидуальную программу обучения в школе, являются те, кто уже в столь раннем возрасте начал профессиональную карьеру. Как правило, это спортсмены, участники различных крупных соревнований регионального и международного уровня, а также ученики музыкальных школ, участвующие в разного рода конкурсах. Такая деятельность связана с регулярными поездками, а значит, ребенку необходимо делать более или менее продолжительные перерывы в обучении. Но, как говорят некоторые эксперты в области образования, сегодня уже прошли те времена, когда спортсмены представляли собой группу людей со значительными недостатками в образовании.

Современный атлет — это человек, не только обладающий необходимыми физическими данными, но и обширными знаниями по ряду научных дисциплин. Специальная информация, безусловно, необходима им для достижения наилучших результатов в соревнованиях.

Ведь если спортсмен не только прекрасно подготовлен физически, но и будет иметь теоретическую базу, то это ускорит его профессиональный рост.

Другие причины

В законе об образовании упомянута еще одна категория лиц, которая может рассчитывать на построение индивидуального маршрута образования. Этот пункт обозначен коротким словом «другие».

Хотя в тексте закона не уточняется, кто может быть отнесен к данной категории, но можно предположить, что сюда следует причислить, например, тех, для кого обучение в коллективе неприемлемо по религиозным взглядам. Либо по программе индивидуального обучения учащихся в школе могут заниматься дети военных или других лиц, чья деятельность связана с постоянными переездами из одного региона в другой, а, соответственно, ребенок вынужден часто менять образовательные заведения.

Читайте также:  Кадастровая стоимость квартиры красноярск

Разновидности индивидуального обучения

Существует несколько вариантов индивидуального построения образовательного маршрута. Причем каждый из них может иметь ряд вариаций. Далее будут рассмотрены основные типы такого получения образования.

  • Индивидуальное обучение на дому (школа не посещается). Такая программа лучше всего подходит для детей с медицинскими ограничениями по здоровью. Инвалиды с нарушением двигательного аппарата испытывают большие трудности при дальних перемещениях. Не всегда здание школы находится в шаговой доступности от дома такого ученика. Поэтому наиболее благоприятным и результативным будет получение образования в домашних условиях.
  • Индивидуальное обучение учащихся в школе. Такой вариант больше всего подходит для всех остальных лиц, чья потребность в подобном обучении не связана с ограничениями по здоровью. В таком случае экономится также личное время педагогов, поскольку их рабочий график мало отличается от занятий с детьми, получающими образование в коллективе.

О разновидностях этих двух типов индивидуального обучения речь пойдет в следующих главах.

Другие особенности процесса

Согласно действующему законодательству, количество часов, отводимых для работы с учеником, находящимся на индивидуальном маршруте, не должно превышать восьми часов в неделю в начальной школе и двенадцати в средних и старших классах. Соответственно, для таких детей получение знаний связано с большой долей самостоятельной работы. На первый взгляд это является одним из недостатков подобного образовательного процесса. Однако развитие умения самостоятельно работать с учебными пособиями, а также черпать необходимую информацию из других источников, несомненно, является важным навыком для всей последующей жизни человека.

Именно о развитии подобных образовательных компетенций и говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте. На данном этапе развития отечественной педагогики ученые говорят о необходимости привития человеку именно навыков получения знаний. А, соответственно, индивидуальное обучение в полной мере соответствует запросам современного общества.

Научно-технический прогресс на службе у образования

Кроме того, ограниченное число академических часов может быть компенсировано за счет использования современных технических средств, таких как интернет и разнообразные носители информации. В законе сказано, что индивидуальное обучение ребенка в школе может проходить и дистанционно, посредством использования Всемирной паутины. Также информация может быть предоставлена ему на других носителях, таких как компакт-диски с записями различных учебных программ и аудио- и видеоверсиями уроков.

В электронном виде нередко осуществляется и промежуточное тестирование школьника.

При подобном способе получения образования ребенку нет необходимости прерывать занятия даже при регулярных поездках на какие-либо соревнования или концертные выступления.

Он может самостоятельно планировать свой учебный график, подстраивая его под расписание других видов деятельности.

Нормативная основа

Какими законами индивидуальное обучение в школе регламентировано?

Прежде всего, о наличии в школе подобной услуги должно быть сказано в ее уставе. Этот документ, в свою очередь, основывается на положениях Законов об образовании и о индивидуальном обучении в школе. Также действие подобного вида маршрута получения знаний утверждено серией других документов, таких как письма министерства образования и прочих.

Необходимые действия родителей

Немаловажным вопросом является и такой: как перевести ребенка на индивидуальное обучение в школе?

Итак, если ваши сын или дочка нуждаются в подобной образовательной услуге, то следует написать заявление на имя директора той школы, в которую он ходит.

Необходимо помнить, что такое получение образования возможно уже с первого класса. То есть школьник может начать свое обучение уже по индивидуальной программе. В этом заявлении нужно перечислить предметы, которые в обязательном порядке изучаются на данной ступени образования. Также можно упомянуть о пожеланиях, которые выдвигает ребенок и его родители.

К таким запросам можно отнести, например, просьбу осуществлять индивидуальное обучение в начальной школе по какому-нибудь предмету в углубленной форме. Здесь может быть перечислен ряд причин для ускорения прохождения программы или наоборот для его замедления. При этом нужно быть готовым к тому, что за подобные дополнительные услуги учебное заведение попросит оплату в определенном размере. Обучение обязательным предметам должно проходить бесплатно.

Если школа отказала

Индивидуальное обучение ребенка в школе должно быть непременно одобрено администрацией заведения. Если в получении такой образовательной услуги отказано, то родителям школьника не стоит отчаиваться. Они могут обратиться в местное отделение министерства образования. Если отказ получен по той причине, что в уставе данного заведения нет положения об индивидуальном обучении в школе, то вышестоящие чиновники могут обязать директора внести в этот документ соответствующий пункт.

Образовательные центры

Кроме обучения по индивидуальному учебному плану в школе, возможно также получение дополнительного образования в специальных центрах. Такие учреждения предоставляют возможность не только лицам школьного возраста, но и другим гражданам получать знания по программам, осуществляемым в данный момент.

В последнее время наиболее популярными курсами в центрах индивидуального образования являются школы иностранного языка.

Порядок занятий

Организация индивидуального обучения в школе осуществляется согласно следующему порядку. Когда заявление, составленное родителями, подписано директором учебного заведения, происходит разработка плана, а также расписания занятий.

Составление первого из перечисленных документов ведется совместно с родителями или законными представителями школьника. При этом обычно учитываются личные пожелания ребенка, его интересы, замечания родственников. Также принимается во внимание состояние здоровья обучающегося.

В соответствующих документах указывается количество предметов, необходимых для прохождения в рамках курса. При составлении рабочих программ в школах России по индивидуальному обучению по каждому из предметов назначаются педагоги. Предпочтение отдается тем специалистам, которые работают с данным классом, то есть с тем учебным коллективом, к которому приписан ребенок. Если в учреждении не хватает кадров, то школа привлекает к этой работе внештатных сотрудников.

По каждой дисциплине определяются даты, когда должны проводиться зачеты и контрольные работы. Если индивидуальное обучение в школе по состоянию здоровья прерывается на время пребывания ребенка в медицинском заведении, то пропущенные уроки по заявлению родителей подлежат обязательной компенсации, то есть их время переносится на другие даты.

В случае, если педагог находится на больничном, назначают замещающего специалиста, или уроки переносят до выздоровления учителя.

Работа по государственным стандартам

Все школьники, находящиеся на индивидуальном обучении, также как и их ровесники, проходящие традиционный маршрут образования, сдают экзамены, в том числе и итоговые, получают отметки, имеют такое же количество выходных и каникул, как их товарищи. Поэтому их аттестат ничем не отличается от документов, выдаваемых школьникам после окончания традиционной программы.

Читайте также:  Административный штраф за пьянку

Работа с документами

Что касается документации на школьника, проходящего индивидуальный курс обучения, то она включает в себя классный журнал, заводимый на одного ребенка, а также школьный дневник. Ответственность за ведение первого документа возлагается на педагога, второй же заполняется самим учеником. Школьный журнал в этом случае имеет все те разделы, которые предусмотрены при групповой системе обучения. С определенной периодичностью этот документ должен проверяться руководством школы. Его небрежное ведение влечет за собой принятие дирекцией учебного заведения соответствующих мер по отношению к педагогу.

По каждому из предметов школьник, проходящий обучение, осуществляемое по данному образовательному маршруту, должен иметь ученическую тетрадь, которая проверяется педагогом, преподающим дисциплину.

Проблемы и их решения

Многие дети, обучающиеся по принципу взаимодействия с педагогом один на один, делают это вынужденно, поскольку состояние здоровья не позволяет ходить в обыкновенную общеобразовательную школу. Поэтому таким ребятам может требоваться не только особый подход со стороны учителей, но и психологическая помощь. Специалистов в данной области должна рекомендовать к работе с таким ребенком школа, к которой он прикреплен.

Кроме того, нередко помощь требуется не только детям, но и их родителям. Так, с целью повышения качества знаний об особенностях индивидуального образования, с законными представителями таких школьников регулярно проводятся педагогические собрания, а также лекции на интересующие родителей темы.

Нередко вопросы, обсуждаемые на таких мероприятиях, поднимаются и самими педагогами.

Заключение

Данная статья была посвящена проблемам индивидуального обучения детей в российских школах. Такой тип получения знаний может осуществляться как в образовательном учреждении, так и на дому ребенка. Сегодня в распоряжении детей, нуждающихся в подобном подходе, есть многочисленные технические средства, во многом облегчающие прохождение ими образовательной программы.

В первых главах этого материала был затронут вопрос о том, кто имеет право на получение подобного рода образования. Также приведены нормативные документы, регламентирующие осуществление индивидуального обучения в России.

Важной частью статьи является глава о том, какие действия должны быть предприняты родителями детей, которые нуждаются в индивидуальном плане обучения в школе. При наличии всех необходимых документов, а также заявления на имя директора школы, обычно перевод обучающихся на такой вид получения образования осуществляется в течение нескольких месяцев.

Индивидуальное обучение, наряду с другими его видами, является полноправной формой получения образования.

Поэтому после окончания подобного курса школьники получают аттестат государственного образца.

Очень часто начало обучения в школе становится настоящим испытанием, как для школьника, так и для его родителей. Море детских слез и родительских нервов потрачены в попытках осилить не до конца понятый на уроке учебный материал и приготовить домашнее задание. Когда школьная программа упорно не поддается пониманию, ребенок смиряется со своим положением отстающего и теряет интерес к учебе. Все больше школ используют в своей работе индивидуально дифференцированный подход в обучении, основанный на особом подходе к каждому ученику. Но все же, количество учеников в классе таково, что при всем своем желании учитель не может уделить достаточное времени каждому. Многие дети не в состоянии обучаться наравне с остальными в силу своих психофизических особенностей: недостаточного развития речевого аппарата, нарушений зрения и слуха, аутичности и т.п. Родители же стремятся сначала решить проблемы со здоровьем, надеясь, что со временем ребенок наверстает учебный материал. Но в реальности выходит по-другому – пропустив основы, ребенок не в состоянии усвоить более сложные знания. Выходом в данной ситуации может служить перевод ребенка на индивидуальную форму обучения. Индивидуальное обучение аналогично обучению в школе, с той лишь разницей, что в данном случае внимание учителя полностью посвящено одному ученику, давая возможность более глубоко раскрыть предмет, больше времени уделив непонятному и не останавливаясь надолго на легко доступном. Получая знания один на один с преподавателем, ученик не стесняется задавать вопросы, более тщательно выполняет задания, не имея возможности спрятаться за спинами одноклассников, и в итоге получает более глубокие знания.

Как перейти на индивидуальное обучение?

Индивидуальное обучение школьников возможно в двух случаях:

1. Когда ребенок не может посещать школу по состоянию здоровья. Решение о переводе ребенка на индивидуальный способ обучения принимается на основе заключения КЭК (контрольно-экспертной комиссии) районной поликлиники. На руки родителям выдают справку, в которой указан диагноз ребенка и рекомендуемая продолжительность индивидуального обучения. В зависимости от диагноза справка выдается на срок от одного месяца до одного учебного года. Для перевода ребенка на индивидуальное обучение родители должны написать заявление на имя директора школы и приложить к нему справку. Если до болезни ученик посещал школу не по месту жительства, то администрация школы имеет право отказать ребенку в домашнем обучении. В этом случае необходимо перевести ребенка в районную школу. В зависимости от состояния здоровья ребенка, он может обучаться только лишь на дому, или посещать часть занятий в школе. В случае обучения ребенка на дому, педагоги обязаны заниматься с ним четко регламентированное количество времени в неделю:

  • в начальной школе (1-4 класс) – 8 часов;
  • в 5-8 классах – 10 часов;
  • в 9 классе – 11 часов;
  • в 10-11 классах – 12 часов.

2. По инициативе родителей, считающих подобную форму обучения максимально эффективной для своего ребенка. В данном случае вопрос о переводе ребенка на домашнее обучение решается в местном органе управления образованием. Положительно вопрос может решиться в случае, когда ребенок часто меняет место жительства вследствие специфики работы родителей, занимается профессионально спортом, выезжая на соревнования и сборы, или же значительно опережает ровесников в развитии. Такая форма образования называется семейной. Обязанность обучать ребенка ложится на плечи родителей или приглашенных за их счет педагогов. Для контроля полученных знаний ребенка прикрепляют к школе, которую он будет посещать для сдачи экзаменов.

«>

Ссылка на основную публикацию
Как переделать встроенный шкаф в комнате
Декор мебели — это творчество, которое не любит суеты. Вы давно думали над тем, как обновить старый шкаф, но боялись...
Как отследить паспорт в визовом центре польши
Способ получения подобной информации зависит от того, где именно вы подавали документы на визу. Есть три варианта: Консульский отдел посольства...
Как отправляют солдат домой
Дембель – заветная цель не только для солдата, но и для его семьи. Закон строго регламентирует условия и порядок увольнения...
Как переделать дачу в жилой дом
Уютный дачный интерьер за копейки! Предыстория Мы с сестрой загорелись идеей приобрести маленький дачный участок, когда нам было по 22...
Adblock detector