Выдача лица иностранному государству

Выдача лица иностранному государству

1. Российская Федерация в соответствии с международным договором Российской Федерации или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица.

2. Выдача лица на основе принципа взаимности означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

3. Выдача лица может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

4. Решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства, принимается Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.

5. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято, и разъясняет ему право на обжалование данного решения в суд в соответствии со статьей 463 настоящего Кодекса.

6. Решение о выдаче вступает в законную силу через 10 суток с момента уведомления лица, в отношении которого оно принято. В случае обжалования решения выдача не производится вплоть до вступления в законную силу судебного решения.

7. При наличии запросов нескольких иностранных государств о выдаче одного и того же лица решение о том, какой из запросов подлежит удовлетворению, принимает Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель. О принятом решении Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель в течение 24 часов письменно уведомляет лицо, в отношении которого оно принято.

Комментарий к Ст. 462 УПК РФ

1. Часть первая комментируемой статьи не имеет процессуального характера. Она в несколько иных формулировках воспроизводит содержание статьи 13 УК, которая так и называется — «Выдача лиц, совершивших преступление» — и гласит: «Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации».

2. Содержание части третьей комментируемой статьи теснейшим образом связано со статьей 460 УПК (см. текст данной статьи и комментарий к ней) и является ее логическим продолжением: исполнение запроса о выдаче иностранному государству его гражданина, совершившего преступление против этого государства и находящегося сейчас на территории Российской Федерации, осуществляется на тех же самых принципах, основаниях и условиях и в тех же процедурах, что и выдача виновного российской стороне.

3. Генеральный прокурор РФ в своем указании от 20 июня 2002 г. N 32/35 «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» акцентирует внимание подчиненных прокуроров на том, что решение о выдаче российской стороной иностранных граждан иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора во всех случаях принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, а территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче, предписывает: в течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в Отдел экстрадиции Международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ; получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Россию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, об обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи; проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство, наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (статья 464 УПК), его выдача может быть отсрочена (часть первая статьи 465 УПК) либо лицо может быть выдано на время (часть вторая статьи 465 УПК); до поступления от государств — инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу содержать их в изоляторах временного содержания; при непоступлении документов об аресте — освобождать, уведомляя прокуратуру субъекта РФ; при подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачи указанных лиц и представлении постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах; все материалы экстрадиционной проверки с соответствующими заключениями представлять в течение трех дней после задержания прокурором РФ; освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры после принятия решения об отказе в выдаче, при непоступлении запроса о выдаче, а также по решению суда; при установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать прокурору РФ.

Читайте также:  Как выглядит справка с места учебы

4. По поводу пункта 3 части третьей комментируемой статьи Верховный Суд РФ дал следующее разъяснение: указанные в этом пункте гарантии иностранного государства, направившего российской стороне запрос об экстрадиции своего гражданина, должны содержаться в самом запросе. «Отсутствие таких гарантий препятствует вынесению положительного решения о выдаче лица» (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 4. С. 23).

5. Частичное несовпадение в описаниях признаков составов преступлений в уголовных кодексах Российской Федерации и иностранного государства, обратившегося с запросом о выдаче, не является основанием для отказа в нем (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2010. N 1. С. 30, 31).

6. Отбывание иностранцем наказания за преступление, совершенное на территории Российской Федерации, не является обстоятельством, препятствующим его выдаче иностранному государству для уголовного преследования за другое преступление (Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 26 февраля 2009 г. по делу Р. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 10. С. 38).

На основании ст. 63 Конституции РФ и ст. 13 УК граждане РФ, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов России и находящиеся на ее территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — передача по запросу при соблюдении определенных условий одним государством другому государству или международному уголовному суду находящегося на его территории лица для привлечения его к уголовной ответственности или исполнения обвинительного приговора.

Россия не допускает выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в ней преступлением (ст. 63 Конституции РФ). Следовательно, в России действует принцип двойной криминальности, означающий, что лицо может быть выдано другому государству при следующем условии: деяние считается преступлением по законам как запрашиваемой, так и запрашивающей сторон.

В Конвенции СНГ (ст. 57) указано на то, что выдача не производится, если:

  1. лицо, подлежащее выдаче, является гражданином запрашиваемого государства (ст. 61 Конституции РФ);
  2. на момент получения запроса по законодательству запрашиваемого государства не может быть возбуждено уголовное преследование или приговор не может быть исполнен (например, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 5 УПК);
  3. в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемого государства имеются решения, вступившие в законную силу;
  4. преступление согласно законодательству запрашиваемого и запрашивающего государства преследуется в порядке частного обвинения.

При подписании Европейской конвенции о выдаче Россия оставила за собой право отказа в выдаче в случаях, когда:

  1. выдача лица преследует цели привлечения его в чрезвычайном суде или в порядке упрощенного производства либо исполнения приговора, вынесенного указанным судом или в указанном порядке; имеются основания полагать, что в ходе судопроизводства этому лицу не будут или не были обеспечены гарантии, установленные ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах;
  2. имеются основания полагать, что лицо, в отношении которого поступил запрос, было или будет подвергнуто пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания или что этому лицу не были или не будут обеспечены минимальные гарантии, предусмотренные ст. 14 Международного пакта о политических и гражданских правах;
  3. исходя из соображений гуманности, имеются достаточные основания полагать, что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.

Европейская конвенция содержит и другие основания, по которым запрашиваемое государство может отказать в выдаче. В частности, в силу правила «поп bis in idem» («нельзя за одно дважды») выдача не производится, если органы, осуществляющие судопроизводство, вынесли окончательное решение в отношении лица, требуемого в связи с преступлением, по поводу которого запрашивается выдача.

Конвенцией установлено, что обвинение в убийстве или попытке убийства главы государства или члена его семьи не препятствует выдаче.

Запрос о выдаче должен содержать:
а) наименование запрашиваемого учреждения;
б) описание деяния и текст закона запрашивающего государства, признающего деяние преступлением;
в) фамилию, имя и отчество лица, выдача которого запрашивается, его гражданство и другие сведения, обеспечивающие идентификацию личности, указание на причиненный деянием размер ущерба.

К запросу о выдаче лица для уголовного его преследования прилагается заверенная копия решения о заключении под стражу, а к запросу о выдаче для приведения приговора к исполнению — заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст закона, на основании которого лицо осуждено. При необходимости сообщаются другие сведения. Запрос о выдаче и приложенные документы сопровождаются переводом на язык, указанный в договоре.

При получении запроса о выдаче запрашиваемое государство немедленно принимает меры к обеспечению возможной выдачи.
Сношения по вопросам выдачи осуществляются генеральными прокурорами стран — участниц конвенции.

Решение о выдаче, принятое Генеральным прокурором РФ или его заместителем, может быть обжаловано в судебном порядке (ст. 46 Конституции РФ).

Запрашиваемое государство уведомляет запрашивающее о месте и времени выдачи. Если запрашивающее государство не примет лицо, подлежащее выдаче, в течение 15 дней после указанной даты, это лицо должно быть освобождено из-под стражи. В некоторых договорах предусмотрена возможность продления срока выдачи по просьбе запрашивающей стороны.

Читайте также:  Выиграла машину надо ли платить налог

Поступившие от других государств ходатайства о возбуждении уголовного преследования в отношении российских граждан, совершивших преступления на территории этих государств, рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ.

Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в другое государство — передача иностранного гражданина государством, в котором он осужден вступившим в законную силу приговором к лишению свободы, другому государству, гражданином которого он является или в котором он постоянно проживает, для дальнейшего отбывания наказания.

Этот институт — сравнительно новое направление в международном сотрудничестве в области правосудия на основе федерального закона России или международного договора РФ.

Поскольку закон до настоящего времени не принят, то основную роль играют международные договоры и ведомственные нормативные акты.
Среди них основное место занимают:

  1. Конвенция о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются (Берлин, 1978);
  2. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1979 года «О порядке выполнения обязательств, вытекающих для СССР из Конвенции о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются»;
  3. Инструкция от 25 октября 1979 года о порядке применения Указа ПВС СССР от 10 августа 1979 года.

Инициатива применения этого института может исходить как от государства, суд которого приговорил подсудимого к лишению свободы, так и от государства, гражданином которого он является.

Предложение государства вынесения приговора о передаче осужденного составляется в письменной форме. К нему прилагаются:

  1. удостоверенные копии приговора и иных судебных решений, документы, указывающие на вступление приговора в законную силу;
  2. документ о части наказания, подлежащей дальнейшему отбыванию;
  3. документ об исполнении дополнительного наказания, если оно было исполнено;
  4. текст статьи закона, на основании которой лицо осуждено;
  5. документ, указывающий на гражданство осужденного;
  6. письменное согласие осужденного на его передачу;
  7. другие документы;
  8. при необходимости заверенный перевод обращения и прилагаемых документов.

Сторона, к которой обращаются с предложением, может запросить дополнительные документы.

Просьба иностранного государства о передаче ему осужденного, а также ходатайства осужденного и его родственников о такой передаче рассматриваются Генеральной прокуратурой РФ в месячный срок.

В передаче осужденного может быть отказано, если:

  1. отсутствует согласие осужденного на такую передачу;
  2. по законодательству государства, гражданином которого является осужденный, деяние не является преступлением;
  3. в государстве исполнения приговора за совершенное деяние осужденный понес наказание или был оправдан либо дело было прекращено, а равно если лицо освобождено от наказания;
  4. наказание не может быть исполнено на законных основаниях, предусмотренных законодательством государства исполнения приговора;
  5. осужденный имеет постоянное место жительства на территории государства вынесения приговора;
  6. не достигнуто согласие о передаче осужденного на условиях, предусмотренных договором.

Назначенное осужденному наказание отбывается на основании приговора. При этом положение осужденного, переданного государству для отбывания наказания, не может ухудшаться.

При изменении приговора или принятии других решений по делу государство вынесения приговора обязано уведомлять об этом государство исполнения приговора. Указание об исполнении таких решений в нашем государстве дает Генеральная прокуратура РФ.

Выдача граждан рф иностранному государству

1. Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Конституция (ч. 1 ст. 61) устанавливает: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Это положение зафиксировано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.

Статья 13

1. Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном и уголовном праве понимается передача лица, совершившего преступление или подозреваемого в его совершении, одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора.

Статья 13

Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), — это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного государством, на территории которого он находится, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого он является. Часть 1 ст. 61 Конституции устанавливает, что гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству, что реализовано и в ч. 1 комментируемой статьи. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов России, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК подлежат уголовной ответственности по отечественному законодательству.

Выдача граждан рф иностранному государству

Часть 1 ст. 13 УК устанавливает, что граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству. Закон, говоря о гражданине, совершившем преступление, исходит из того, что его поведение рассматривается в качестве такового уголовным законодательством не только иностранного государства, но и Российской Федерации. Категорический запрет выдачи российских граждан, совершивших преступление на территории иностранного государства, этому государству основывается на принципе гражданства действия уголовного закона в пространстве, закрепленном в ст.

Российское уголовное право

Воспользовавшись этим правом, Российская Федерация, к примеру, не включила в категорию политических преступления, предусмотренные Конвенцией о борьбе с захватом заложников 1979 г. Важно также подчеркнуть, что субъектом рассматриваемых преступлений наряду с иностранным гражданином может выступать любое лицо без гражданства, независимо от того, постоянно или временно оно проживает на территории РФ. В этом убеждает сопоставительный анализ ч. 1,3 ст. 12 и ч. 2 ст. 13 УК РФ.

Читайте также:  Как оплатить зарплату на карту сбербанка

Статья 13 УК РФ

9.7. В соответствии со ст. 11 Европейской конвенции в выдаче может быть отказано в случае, когда преступление, в связи с которым она запрашивается, наказывается смертной казнью по закону запрашивающей стороны и когда в отношении такого преступления в запрашиваемом государстве смертная казнь не предусмотрена законом или обычно не приводится в исполнение, если только запрашивающая сторона не предоставит гарантий, которые запрашиваемая сторона сочтет достаточными, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. Поскольку в Российской Федерации не применяется смертная казнь, то она может использовать данную норму при рассмотрении запроса о выдаче, поступившего от другого участника этой Конвенции.

Выдача лиц, совершивших преступление

Отказ в выдаче лица, совершившего преступление за пределами России, не освобождает ее от обязанности обеспечить уголовное преследование в соответствии с национальным законодательством с учетом принципов гражданства и универсального. Выдача лица для исполнения наказания имеет те же международно-правовые основания, что и для обеспечения уголовного преследования. При этом юридическим основанием служит обвинительный приговор, вынесенный судом иностранного (запрашиваемого) государства в отношении лица, яачяющегося гражданином запрашивающего государства. Выдача для исполнения приговора возможна только при условии, что в обоих государствах совершенное лицом деяние признается преступлением, а виновное лицо осуждено за него к наказанию в виде лишения свободы.

Статья 61 Конституции России

Наряду с Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» обязательство государства по защите и покровительству граждан получило свое развитие и уточнение в Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»*(283). Согласно ст. 3 данного Закона, граждане России, проживающие за рубежом, относятся к числу соотечественников. Закон определяет содержание и основы политики Российской Федерации в отношении названной категории граждан. Содержание государственной политики представляет собой совокупность правовых, дипломатических, социальных, экономических, информационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых Президентом РФ, органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 5 Закона). Законом предусматривается поддержка соотечественников в области прав и основных свобод человека и гражданина, в социальной сфере, а также в области культуры, языка и образования, информации.

Статья 13

2. Часть 1 ст. 13 УК, основывающаяся на ст. 61 Конституции РФ, не означает освобождения российских граждан от ответственности и наказания за совершение преступлений на территории других государств. Вопрос о преступности и наказуемости деяния в таком случае решается в соответствии с нормами УК.

Экстрадиция в России

Основанием для выдачи иностранца или лица без гражданства по запросу иного государства является наказуемость инкриминируемого деяния по уголовному закону Российской Федерации и закону запрашивающего государства. Не допускается отказ в выдаче требуемого лица при несовпадении отдельных лишь формальных признаков состава преступления либо в юридической квалификации деяния. При таких обстоятельствах суд исследует фактические обстоятельства имевшего место деяния и его наказуемость по законам обоих государств.

Статья 13 УК РФ

1. Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Последнее может быть государством, чьим гражданином является преступник либо на территории которого совершено преступление, либо в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

Выдача граждан рф иностранному государству

2.Экстрадиция — акт правовой помощи, осуществляемый в соответствии с положениями специальных международных договоров и российского законодательства, заключающийся в выдаче иностранному государству лица, которое является обвиняемым в совершении преступления, направленного против интересов этого государства, тем государством, на территории которого находится данное лицо, а также выдача иностранным государством РФ ее гражданина, обвиняемого в совершении преступления по УК РФ, для привлечения указанных лиц к уголовной ответственности.

Статья 63 Конституции РФ

Предоставление РФ политического убежища производится указом Президента РФ. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории РФ правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором РФ. Предоставление политического убежища распространяется и на членов семьи лица, получившего политическое убежище, при условии их согласия с ходатайством. Согласие детей, не достигших 14-летнего возраста, не требуется.

Выдача граждан рф иностранному государству

В понятие «иностранные граждане» включаются разные кате­гории лиц с иностранным гражданством, а также без гражданст­ва. Это могут быть сотрудники дипломатических и консульских представительств (и члены их семей), постоянно проживающие в России иностранные граждане, если они имеют на то разреше­ние и вид на жительство, а также лица, временно пребывающие в России (члены экипажей иностранных самолетов и морских су­дов, туристы, бизнесмены, деятели науки и культуры, родствен­ники российских граждан и др.). Особую группу составляют бе­женцы, правовое положение которых регулируется специальны­ми актами.

Сводный перечень вопросов и ответов по основам законодательства РФ

Конституции и уставы субъектов Российской Федерации различают базовые и первичные административно-территориальные единицы субъектов Российской Федерации. К первым из них относятся районы и города республиканского, областного (краевого) подчинения. Ко вторым относятся города районного подчинения, районы в городах, поселки городского типа, поселки, сельские поселения.

Ссылка на основную публикацию
Въезд в белоруссию для граждан украины
Пересечение границы с Белоруссией на личном транспорте – удобный и экономичный способ поездки по российскому паспорту. Есть возможность осмотреть все...
Возмещение ндфл при покупке земельного участка
Покупаем землю: какие налоговые послабления возможны В соответствии со ст. 220 НК РФ покупатель земли под строительство жилья, земли с...
Возмещение расходов на представителя по административному делу
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения...
Въезд в россию для граждан грузии
Наличие визового режима между Республикой Грузии и Российской Федерацией дает положительный ответ на вопрос: нужна ли грузинам виза в Россию....
Adblock detector