Выход из политической партии

Выход из политической партии

Конституционный Суд сегодня встал на сторону депутатов-перебежчиков. Члена регионального парламента нельзя исключать из фракции и лишать мандата за выход из партии, по списку которой он был избран. К такому выводу пришли судьи. Поводом к рассмотрению дела послужила жалоба Тамары Романовой. Дело рассматривалось в Конституционном Суде 9 февраля, а решение провозглашено сегодня, 28 февраля. Подробнее о спорной ситуации рассказывается
на сайте КС РФ:

История вопроса

Пункт 1.1 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах…» устанавливает, что депутат регионального парламента, избранный по партийному списку, не вправе выйти из своей партийной фракции и может состоять только в той партии, которая выдвинула его кандидатом. Несоблюдение этого требования, согласно пункту 1.4 той же статьи, влечёт для нарушителя прекращение депутатских полномочий.

Заявительница состояла депутатом Государственного Совета Чувашии, была избрана по списку КПРФ, но в 2009 году подала заявление о выходе из партии. Полутора годами позже на основании этого заявления местное отделение КПРФ сочло Романову вышедшей из партии. Фракция КПРФ посчитала это поводом для исключения Романовой из своего состава, Государственный Совет на этом основании решил прекратить её депутатские полномочия. Это Постановление парламента заявительница оспорила, но суды, кроме кассационной инстанции, вплоть до Верховного Суда Российской Федерации признали его законным.

Позиция заявителя

Заявительница полагает, что оспариваемое ею законоположение ставит конституционное право быть избранным в зависимость от решения политической партии. Угроза лишения полномочий оставляет депутатов в зависимости от фракции. Между тем, согласно Конституции, никто не может быть принуждён к участию в объединении. Кроме того, Конституция признаёт источником власти не партии, а народ; избиратель отдаёт свой голос не только за идеологию партии, но и за депутата. Спорный закон, угрожая депутату лишением полномочий, по мнению заявительницы, не учитывает мотивы голосующих граждан. Тем самым, полагает она, норма нарушает права не только депутата, но и его избирателей.

Позиция Суда

В деле переплетаются два конституционно значимых принципа – независимость депутата и суверенитет народа, реализации которого способствуют политические партии.

Согласно принципу свободного мандата, депутат не связан какими-либо инструкциями (наказами) и, представляя интересы всего политического сообщества граждан, следует своей совести и убеждениям. Ему должна быть гарантирована свобода от различных форм давления – партийного, корпоративного, регионального, местнического и т.п. Кроме того, закон предусматривает возможность работы беспартийного депутата в составе партийной фракции.

В то же время, политические партии играют существенную роль как основные коллективные участники избирательного процесса.

Исходя из этого, с одной стороны, депутат не может быть полностью подчинён воле партии как организации, поскольку это не только лишит его независимости, но и разрушит связь с избирателями. С другой стороны, при нынешнем состоянии партийно-политической системы России, полная независимость депутата в определении собственной партийной и фракционной принадлежности способна деформировать реализацию народного суверенитета. Поддавшись давлению, выгодам или иным мотивам и вступив в другую фракцию или партию, депутат тем самым исказит результаты народного волеизъявления. Между тем, в демократическом государстве многопартийность выражается не только в ходе выборов, но и в повседневной деятельности парламента.

Надлежащий баланс между базовыми принципами достигается путем установления возможности выхода депутата из партии (этого требует принцип независимости депутата от партийного давления) при запрете на переход в другую фракцию и на вступление в другую партию (этого требует принцип народного суверенитета). Именно такая конструкция заложена в действующем законодательстве. Расширительное же толкование закона противоречит Конституции РФ.

Таким образом, оспариваемая норма закона не допускает исключения из фракции и лишения мандата регионального депутата за выход из политической партии, по списку которой он был избран.

Напомним, согласно статьям 79 и 80 Закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде", решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Правительство не позднее трех месяцев после опубликования решения Конституционного Суда вносит в Госдуму изменения или дополнения в закон, признанный неконституционным. Подобные законопроекты рассматриваются во внеочередном порядке.

Руководитель ЦИК «Единой России» Андрей Воробьев уверен, что устав партии полностью соответствует российским законам.
Фото РИА Новости

Примерно треть россиян считает, что нынешних семи партий для нашей страны достаточно. Чуть большее число уверено, что и этого много. Такой опрос распространил вчера ВЦИОМ. Между тем партии у нас все разные. Например, «Единая Россия» не только правящая партия. Еще у нее есть устав, по сути отрицающий право гражданина покинуть партию «беспрепятственно». Хотя это и записано в законе о политических партиях, которому уставы противоречить не должны. У остальных партий и не противоречат: достаточно устного публичного заявления, не говоря о личном письменном. А у ЕР непросто не только вступить в партию, но и выйти из нее. Потому что заявление считается действительным лишь после его регистрации. Эта странная ситуация, к сожалению, подтверждена решением Верховного суда страны.

«НГ» вчера тоже провела опрос на партийную тему. И выяснилось, что представителям существующих в России политструктур очень не нравится действующий закон о политических партиях. К нему у них действительно полно серьезных претензий. Хотя, когда он принимался в 2001 году, у многих его жестких и зарегулированных норм было более или менее разумное объяснение. Например, огромное количество небольших партий, многие из которых откровенно торговали собой, и правда надо было как-то прореживать. Именно под этим лозунгом власть пробила через Госдуму чрезвычайно бюрократизированное партийное законодательство.

Сейчас, конечно, ситуация в стране иная, но законодательство продолжает бюрократизироваться. Либерализация же его, причем не такая уж радикальная, идет лишь под давлением президента Дмитрия Медведева. Но все-таки в начале нулевых в законе о политических партиях по крайней мере один момент был прописан на уровне самых развитых демократий мира. Членство в партиях было объявлено исключительно добровольным делом. Точно так же, как выход из них. В законе для этого использовано слово «беспрепятственно». Но, понятно, было записано, что сразу в нескольких партиях состоять нельзя.

Читайте также:  Выписка из похозяйственной книги на дом образец

Однако в нашей стране нашлась партия, которая решила, что у нее будет «вход – рубль, выход – два». «Единая Россия» записала в уставе, что, конечно, любой человек может выйти из нее добровольно, на основании лично написанного заявления. А дальше идет фактически нарушение закона. «Прекращение членства в партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении». Здесь добровольностью и беспрепятственностью и не пахнет. Ведь если по какому-то умыслу или простой случайности заявление гражданина занесено в реестр не будет, то у него не будет и права вступить в иную политическую организацию.

Стоит отметить, что все вышеизложенное, к сожалению, не домыслы досужих журналистов, а конкретная практика. Причем судебная, да еще и установленная Верховным судом России.

Высшая судебная инстанция страны недавно приняла решение о том, что формат, зафиксированный в уставе ЕР, является правильным. Это стало результатом реальной политической ситуации. На последних региональных выборах в марте этого года тамбовский избирком исключил из предвыборного списка КПРФ одного из кандидатов. Под тем предлогом, что он-де единоросс. А российские законы запрещают человеку состоять в двух партиях одновременно. И все возражения объявленного «двоеженцем» гражданина, о том, что из ЕР он вышел в 2008 году, написав, как и полагается, заявление, а коммунистом стал в 2009-м – тоже по личному заявлению, ни избиркомом, ни облсудом приняты не были. Потому что местная ячейка ЕР сообщила инстанциям, что заявления имярек она не регистрировала. Верховный суд страны правильность данного подхода подтвердил.

В России право не прецедентное, но решения Верховного суда всегда внимательно изучаются нижестоящими. То есть указание, что ЕР все делает совершенно правильно и все заявления о выходе из партий должны проходить регистрацию, становится частью правоприменительной практики. Точно так же, как и еще одно решение Верховного суда о том, что другим вариантом для гражданина является какая-то форма публичного волеизъявления о своем партийном статусе.


Избирательные комиссии не только считают бюллетени, но и следят за чистотой партийных рядов.
Фото ИТАР-ТАСС

Впрочем, Верховный суд здесь, в общем-то, ни при чем, хотя опора на устав всего одной партии выглядит странно. Потому что у остальных ничего о регистрации заявлений не говорится. Главным «виновником» следует, видимо, считать Минюст, который неоднократно одобрял устав партии власти. О чем вчера «НГ» и напомнил руководитель ЦИК ЕР Андрей Воробьев. «Мы действуем строго в рамках закона и в рамках устава. Последний недавно прошел регистрацию в Минюсте. Поэтому любые догадки о его противоречии с законом о политических партиях никаких оснований не имеют».

Представители других российских партий придерживаются иного мнения. Секретарь ЦК КПРФ Вадим Соловьев заявил «НГ», что «суды сейчас выносят в основном не юридические, а политические решения и для оппозиции добиться в них правды невозможно». Он сказал, что помнит и само «тамбовское дело», и понимает, что выиграть его было нельзя. Потому что «суды крутят законы как хотят, чтобы удовлетворить запросы ЕР». У самой же КПРФ в уставе выход из партии прописан так: на основании личного письменного заявления.

Корреспондент «НГ», пользуясь случаем, спрашивал партийцев и об их претензиях в целом к закону о политических партиях. Соловьев назвал неправильной специально усложненную, на его взгляд, процедуру регистрации новых партий, призвав Минюст переходить на заявительный характер. А кроме того, на непомерную бюрократизацию партийной жизни. Скажем, у Компартии из сотни освобожденных работников более 90 – бухгалтеры, которые постоянно пишут финансовые отчеты. «Так что у нас не партии, а организации, которые существуют для того, чтобы правильно отчитаться перед различными госорганами», – сетует Соловьев.

Руководитель партии «Справедливая Россия» Николай Левичев уверен, что «если так пойдет и дальше, то у человека будет простой выбор – или в Народный фронт, или на кладбище». Он подтвердил, что уходящих из партии единороссов часто ловят за «старое членство». «Поэтому когда мы в свое время их в большом количестве принимали в свою партию, то требовали от них копию письменного заявления с отметкой их прежней партии». Левичев тоже отметил как негатив забюрократизированность партийного закона и процедуру регистрации.

Интересно, что единороссы теперь тоже уходят в другие партии. Лидер «Яблока» Сергей Митрохин сообщил «НГ», что к ним сейчас наплыв новых членов. Так что он признал информацию «НГ» ценной, но при этом заявил, что «такая норма устава ЕР – прямое нарушение Конституции». По его мнению, единороссы ее могут применять специально, чтобы доставить неприятности соперникам. Митрохин считает, что вместе с общеотмечаемыми недостатками у закона о партиях есть и еще один – очень важный: «В нем не заложены условия для того, чтобы была равная конкуренция между всеми партиями».

Представитель «Правого дела» Борис Надеждин назвал ситуацию бредовой. По его словам, она полностью на совести Верховного суда, Минюста и самой партии власти. Он считает, что «как только суд у нас начинает заниматься политическими делами, тут же все безобразия и начинаются».

А депутат Госдумы от ЛДПР Сергей Иванов уверен, что все это «совершенно явный прокол Минюста».

Представители этих партий в один голос ругали в разговоре с «НГ» «профильный» закон. Отмечая все те же его недостатки – намеренную жесткость процедур и чудовищную вокруг них бюрократию.

Руководитель отдела политологии фонда «Индем» Юрий Коргунюк считает, что многое в отношении партии власти, каковой по факту является «Единая Россия», выглядит абсурдно. «Начать с того, что ее возглавляет человек, который ни юридически, ни фактически не является членом партии», – замечает он. По мнению эксперта, несоответствие устава ЕР в части, касающейся выхода из партии, нормам Закона «О политических партиях» очевидно. «Но стоит ли удивляться, ведь на практике и довольно давно уже мы наблюдаем множество примеров избирательного подхода к деятельности той или иной партии», – сказал эксперт.

Читайте также:  Выплата зарплаты на банковскую карту

Устав партии
Глава III. Членство в партии

Статья 4. Общие положения о членстве в Партии

1. Членство в Партии является добровольным и индивидуальным. Члены Партии участвуют в деятельности Партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с настоящим Уставом.

2. Членом Партии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, признающий и выполняющий Программу Партии и настоящий Устав, участвующий в работе Партии и ее структурных подразделений и имеющий право в соответствии с законодательством Российской Федерации о политических партиях быть членом политической партии.

3. Членам Партии выдается партийный билет установленного образца.

Статья 5. Порядок приема в члены Партии

1. Решение о приеме в члены Партии принимается Советом (Бюро Совета) регионального отделения или Советом местного отделения по месту постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации. Съезд, Центральный совет, Президиум Центрального совета, Конференция (Общее собрание) регионального отделения, Конференция (Общее собрание) местного отделения вправе принять решение о приеме в члены Партии либо поручить соответствующему нижестоящему коллегиальному органу Партии или ее структурного подразделения рассмотреть заявление гражданина о вступлении в члены Партии в установленные настоящим Уставом сроки.

2. Вступающий в члены Партии гражданин Российской Федерации представляет личное письменное заявление о вступлении в Партию, как правило, в Совет (Бюро Совета) регионального отделения или Совет местного отделения по месту своего постоянного или преимущественного проживания.

3. Срок рассмотрения заявления гражданина Российской Федерации о вступлении в Партию и принятия по нему решения не может составлять более двух месяцев со дня поступления такого заявления в соответствующий орган структурного подразделения Партии. В случае представления гражданином Российской Федерации заявления о вступлении в Партию в центральные органы Партии общий срок рассмотрения такого заявления и принятия по нему окончательного решения не может составлять более трех месяцев со дня поступления такого заявления.

В случае нарушения органом Партии или ее структурного подразделения, принявшим заявление гражданина Российской Федерации о вступлении в Партию, сроков рассмотрения такого заявления, установленных настоящей статьей Устава, соответствующий гражданин вправе обратиться с заявлением в вышестоящий руководящий орган Партии.

4. Права и обязанности члена Партии возникают со дня вынесения уполномоченным органом Партии или ее структурного подразделения решения о приеме в члены Партии.

Статья 6. Учет членов Партии

1. Общий учет членов Партии ведет Президиум Центрального совета Партии. Общая численность членов Партии определяется как число членов Партии, состоящих на учете во всех региональных отделениях Партии.

2. Учет членов Партии в региональном отделении Партии ведет Бюро Совета регионального отделения Партии. Член Партии может состоять на учете только в одном региональном отделении Партии по месту постоянного или преимущественного проживания. При этом в случае изменения места постоянного или преимущественного проживания члена Партии на основании его личного письменного заявления он снимается с учета в соответствующем региональном отделении Партии и ставится на учет в иное региональное отделение Партии. Численность членов Партии, состоящих на учете в региональном отделении Партии, определяется как число членов Партии, состоящих на учете во всех местных отделениях Партии, входящих в состав регионального отделения Партии, и членов Партии, состоящих на учете непосредственно в региональном отделении Партии и не учитываемых в составе местных отделений Партии.

3. Учет членов Партии в местном отделении Партии ведет Совет местного отделения Партии. Численность членов Партии, состоящих на учете в местном отделении Партии, определяется как число членов Партии, состоящих на учете во всех первичных отделениях Партии, входящих в состав местного отделения Партии, и членов Партии, состоящих на учете непосредственно в местном отделении Партии и не учитываемых в составе первичных отделений Партии.

В случае отсутствия на определенной территории субъекта Российской Федерации местного отделения Партии члены Партии состоят на учете непосредственно в региональном отделении Партии. При этом в случае изменения места постоянного или преимущественного проживания члена Партии на основании его личного письменного заявления он снимается с учета в соответствующем региональном отделении Партии и ставится на учет в иное региональное отделение Партии.

4. Учет членов Партии в первичном отделении Партии ведет Совет первичного отделения Партии.

В случае отсутствия на определенной территории субъекта Российской Федерации первичного отделения Партии члены Партии состоят на учете непосредственно в местном отделении Партии.

5. Формы учета и правила документооборота определяются Положением о формах учета членов Партии, утверждаемым решением Президиума Центрального совета Партии.

Статья 7. Порядок прекращения и приостановления членства в Партии

1. Член Партии прекращает (утрачивает) членство в Партии в случае:

1) добровольного выхода из Партии на основании личного письменного заявления либо документально подтвержденного публичного заявления члена Партии о прекращении его членства в Партии;

2) вступления в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным;

3) утраты гражданства Российской Федерации;

4) смерти гражданина – члена Партии;

5) исключения из Партии в порядке и по основаниям, установленным настоящим Уставом.

2. Любой член Партии может прекратить членство в Партии, письменно известив об этом Совет или Бюро Совета регионального отделения Партии или иной орган структурного подразделения Партии, в котором он состоит на учете, или центральный орган Партии.

3. Исключение из Партии является крайней мерой взыскания для члена Партии и осуществляется за нарушение настоящего Устава, в том числе за невыполнение членом Партии своих обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом, а также за действия (бездействие), наносящие вред политическим интересам Партии и (или) дискредитирующие Партию.

4. Решение об исключении из Партии вправе принять Съезд Партии, Центральный совет, Президиум Центрального совета Партии, а также Конференция (Общее собрание), Совет или Бюро Совета регионального отделения Партии, Конференция (Общее собрание) или Совет местного отделения Партии, в котором член Партии состоит на учете.

Решение об исключении из Партии члена постоянно действующего руководящего выборного коллегиального органа или контрольно-ревизионного органа структурного подразделения Партии вправе принять руководящий орган вышестоящего структурного подразделения Партии, Президиум Центрального совета, Центральный совет Партии. Решение об исключении из Партии члена Центрального совета Партии (в том числе Президиума Центрального совета), члена Центральной контрольно-ревизионной комиссии Партии вправе принять Президиум Центрального совета Партии. Иные органы, за исключением Съезда Партии, решения об исключении из Партии членов руководящих и контрольно-ревизионных органов Партии и ее структурных подразделений принимать не вправе.

Читайте также:  Как вернуть кредитную карту банку

Решение об исключении из Партии может быть обжаловано в вышестоящий постоянно действующий руководящий выборный коллегиальный орган Партии или ее структурного подразделения в двухмесячный срок.

5. Членство в Партии прекращается:

1) по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 настоящей статьи Устава, – со дня принятия уполномоченным органом решения о прекращении членства в Партии;

2) по основаниям, предусмотренным пунктами 2 – 4 части 1 настоящей статьи Устава, – со дня возникновения соответствующего юридического факта;

3) по основанию, предусмотренному пунктом 5 части 1 настоящей статьи Устава, – со дня вынесения уполномоченным органом, установленным настоящим Уставом, решения об исключении гражданина из Партии.

6. Членство в Партии приостанавливается на период выполнения членом Партии государственных или иных обязанностей, при исполнении которых Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом или федеральным законом не допускается членство в политических партиях. Решение о приостановлении и возобновлении членства в Партии принимает Совет или Бюро Совета регионального отделения Партии, в котором член Партии состоит на учете, или иной орган, перечисленный в части 1 статьи 5 настоящего Устава на основании личного письменного заявления этого члена Партии.

Членство в Партии также может быть приостановлено на основании личного письменного заявления члена Партии по решению Президиума Центрального совета Партии, который впоследствии также принимает решение о возобновлении членства в Партии на основании соответствующего личного письменного заявления.

При возобновлении членства в Партии сохраняется непрерывный партийный стаж.

Статья 8. Права члена Партии

В соответствии с настоящим Уставом член Партии вправе:

1) участвовать в деятельности Партии и ее структурных подразделений, в которых состоит на учете, присутствовать на заседаниях руководящих выборных органов Партии и ее структурных подразделений при рассмотрении в отношении него вопросов, указанных в статье 10 настоящего Устава;

2) свободно выражать свое мнение, обсуждать любые вопросы деятельности Партии;

3) участвовать в выработке решений Партии и ее структурных подразделений, в которых состоит на учете, в мероприятиях, программах и проектах, осуществляемых Партией;

4) избирать и быть избранным в руководящие, контрольно-ревизионные и иные органы, должностным лицом Партии и ее структурных подразделений;

5) пользоваться защитой и поддержкой Партии;

6) обращаться с заявлениями и предложениями в органы Партии и ее структурных подразделений;

7) получать информацию о деятельности Партии и ее структурных подразделений, в которых состоит на учете;

8) обжаловать решения и действия органов Партии, ее структурных подразделений и их должностных лиц в порядке, установленном настоящим Уставом;

9) баллотироваться кандидатом от Партии на выборные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о выборах и настоящим Уставом;

10) прекратить членство в Партии.

Статья 9. Обязанности члена Партии

В соответствии с настоящим Уставом член Партии обязан:

1) соблюдать настоящий Устав и требования норм законодательства Российской Федерации о политических партиях;

2) содействовать достижению программных целей Партии;

3) пропагандировать идеи Партии, способствовать расширению влияния Партии в обществе;

4) принимать непосредственное личное участие в деятельности структурных подразделений Партии, в которых состоит на учете;

5) выполнять решения руководящих, контрольно-ревизионных и иных органов, должностных лиц структурного подразделения Партии, в котором состоит на учете, а также решения всех руководящих, контрольно-ревизионных и иных органов и должностных лиц Партии, принятые в соответствии с их компетенцией, установленной настоящим Уставом;

6) заботиться о репутации Партии в обществе, не допускать действий (бездействия), которые могут нанести вред политическим интересам Партии и (или) дискредитировать ее;

7) поддерживать Партию и ее структурные подразделения на выборах, поддерживать кандидатов на выборные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, кандидатов и (или) списки кандидатов на выборные должности в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, выдвинутых или поддержанных Партией и ее структурными подразделениями;

8) в случае изменения места своего постоянного или преимущественного проживания в месячный срок сообщить об этом путем подачи личного письменного заявления о снятии с учета в Бюро Совета регионального отделения Партии, в котором он состоит на учете, и о постановке на учет в соответствующее региональное отделение Партии;

9) уплачивать членские взносы в порядке и размерах, установленных решением Президиума Центрального совета Партии.

Статья 10. Поощрение членов Партии и партийные взыскания

1. В качестве поощрения членов Партии могут применяться благодарность, награждение почетной грамотой, а также иные виды поощрения, установленные Президиумом Центрального совета Партии. Поощрения могут быть применены Съездом Партии, Председателем Партии, Центральным советом, Президиумом Центрального совета, Советом и Бюро Совета регионального отделения.

2. За большие заслуги перед Партией решением Съезда Партии, Центрального совета, Президиума Центрального совета члену Партии может быть присвоено звание "Почетный член Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" с вручением ему памятного знака. Порядок присвоения звания, изготовление и учет памятных знаков определяется Положением, утверждаемым Президиумом Центрального совета.

3. За нарушение членом Партии настоящего Устава, в том числе за невыполнение членом Партии своих обязанностей, предусмотренных настоящим Уставом, а также за действия (бездействие), наносящие вред политическим интересам Партии и (или) дискредитирующие Партию, на него могут быть наложены Центральным советом, Президиумом Центрального совета, Советом и Бюро Совета регионального отделения либо Советом местного отделения следующие партийные взыскания: предупреждение, выговор, строгий выговор. Крайней мерой взыскания для члена Партии является исключение из Партии. Исключение из Партии осуществляется по основаниям и в порядке, установленным настоящим Уставом.

Ссылка на основную публикацию
Выплачено пособие по больничному листу проводка
В случае болезни работника ему выплачивается пособие по временной нетрудоспособности (ст. 183 ТК РФ). При этом первые 3 дня болезни...
Въезд в белоруссию для граждан украины
Пересечение границы с Белоруссией на личном транспорте – удобный и экономичный способ поездки по российскому паспорту. Есть возможность осмотреть все...
Въезд в россию для граждан грузии
Наличие визового режима между Республикой Грузии и Российской Федерацией дает положительный ответ на вопрос: нужна ли грузинам виза в Россию....
Выплачивается ли оклад при увольнении
Расторжение трудового договора может произойти по разным причинам. Полный перечень законных оснований регламентирован ТК РФ. Недопустимо увольнять наемных специалистов с...
Adblock detector