Задачи департамент операций на финансовых рынках

Задачи департамент операций на финансовых рынках

В настоящее время в структуре Центрального Банка Российской Федерации функционируют 25 департаментов: сводный экономический департамент; департамент исследований; департамент бухгалтерского учета и отчетности; департамент международных финансово-экономических отношений; департамент регулирования денежного обращения; департамент эмиссионно-кассовых операций; департамент валютного регулирования и валютного контроля; департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности; департамент пруденциального банковского надзора; департамент по организации банковского санирования; департамент контроля за деятельностью кредитных организаций на финансовых рынках; департамент операций на открытом рынке; и др.[ 15, стр.12 ]

Рассмотрим некоторые из департаментов, играющих ключевую роль в механизме осуществления функций Банка России.

Административный департамент Банка России осуществляет: организационное, документационное, информационное и материально-техническое обеспечение выполнения Банком России задач, функций и полномочий в соответствии с Конституцией РФ и Федеральными законами.

Департамент эмиссионно-кассовых операций Банка России осуществляет: подготовку руководству Банка России предложения о создании в учреждениях Банка резервных фондов банкнот и монеты; осуществляет учет эмиссионных операций и контроль за их совершением в учреждениях Банка России, а также учет запаса драгоценных металлов и драгоценных камней Банка; прогнозирует объемы, купюрный состав банкнотной эмиссии по регионам и в целом по Российской Федерации на предстоящий период и др.

Основной задачей Департамента регулирования денежного обращения Банка России является методическое обеспечение Банка России в целях реализации его функции по организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. Департамент выполняет следующие функции:

— изучает состояние наличного денежного оборота, проходящего через кассы банков, и изменения его структуры в Российской Федерации; подготавливает на основе анализа общеэкономических процессов, состояния наличного денежного обращения и тенденций развития денежно-кредитной сферы и т.д.

Департамент иностранных операций Банка России осуществляет: управление и проведение операций с золотовалютными резервами Банка в целях регулирования курса российского рубля, внутреннего валютного рынка и рынка драгоценных металлов.

Департамент по организации банковского санирования Банка РФ обеспечивает выполнение возложенных на банк функций по работе с кредитными организациями, испытывающими временные финансовые трудности или имеющими признаки несостоятельности (банкротства). В системе Банка России большое значение имеют и другие подразделения.

Сводный экономический департамент обобщает все экономические данные и показатели банковской отчетности.

Департамент бухгалтерского учета и отчетности накапливает и анализирует сведения по отчетности в банковской системе. По сути, эти данные создают основу аналитической деятельности в отношении всей банковской системы.

Департамент международных финансово-экономических отношений занимается налаживанием связей с зарубежными финансовыми институтами.

Департамент валютного регулирования и валютного контроля ведает организацией валютного регулирования и валютного контроля. От эффективности его деятельности во многом зависит выполнение Банком России своих обязанностей как органа валютного контроля.

Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций и выдает лицензии кредитным организациям, а также организациям банковского аудита. Этот департамент рассматривает все документы, представленные учредителями в отношении вновь создающихся кредитных организаций, а также документы тех кредитных организаций, которые расширяют свою деятельность.

Департамент инспектирования кредитных организаций организовывает проверки кредитных организаций с выходом на места их расположения.

Кроме того, в центральном аппарате Банка России функционирует ряд других подразделений. В их названиях отражаются основные функции, которые являются одними из подфункций Банка России.[ 15, стр.14 ]

центральный банк Российской Федерации

Департамент операций на финансовых рынках

Москва, ул. Неглинная, 12

Уважаемый Гарегин Ашотович,

В связи с Вашим письмом от 01.01.2001 № А-02/2-80 Банк России рассмотрел предложения банков, внесенных на совещании в Банке России 09.02.2009, и сообщает следующее.

Относительно предложения «о процентных ставках» сообщаем, что параметры проведения процентной политики Банка России пересматриваются по мере изменения фундаментальных макроэкономических условий. Начиная с третьей декады марта проводилось последовательное снижение ежедневно устанавливаемых минимальных процентных ставок на аукционах прямого РЕПО на срок 1 день и 1 неделя до уровней, определенных Советом директоров Банка России (с 11,5% до 10% — на 1 день, с 11,5% до 10,5% — на 7 дней). Кроме того, с начала апреля снижается минимальная ставка на аукционах по предоставлению кредитов без обеспечения сроком на 5 недель. Возможность дальнейшего снижения указанных процентных ставок, а также ставок по другим инструментам рефинансирования Банка России будет рассматриваться с учетом необходимости сдерживания инфляционных процессов.

Относительно предложения «о вхождении банков в капитал заемщиков и снижении требований Агентства по страхованию вкладов по доходности кредитных организаций» сообщаем следующее. Банком России не планируется изменение значения норматива, ограничивающего риск на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), в том числе в случаях, когда банки становятся акционерами (участниками) предприятий-заемщиков. Вместе с тем, Банком России выпущено Письмо -Т с рекомендациями в адрес территориальных учреждений Банка России в период до 1 января 2010 года воздержаться от применения принудительных мер воздействия и ограничиться применением предупредительных мер воздействия в отношении кредитных организаций в случаях, если нарушения кредитной организацией пруденциальных требований обусловлены действием системных факторов и при этом деятельность кредитной организации не сопряжена с наличием угрозы интересам кредиторов и вкладчиков.

Также обращаем внимание на тот факт, что Агентство по страхованию вкладов не наделено полномочиями по установлению требований к доходности кредитной организации. Требования по доходности, используемые для оценки их соответствия требованиям к участию в системе страхования вкладов, определены нормами Федерального закона -ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». Методика расчета указанных показателей установлена Указанием Банка России -У «Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов».

Относительно предложения «о снижении норматива достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций» сообщаем, что в настоящее время изменение норматива достаточности капитала кредитных организаций не планируется.

Читайте также:  Внимание мокрый пол табличка

Рекомендованный Базельским комитетом по банковскому надзору (БКБН) уровень достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций в размере 8% определен как минимально допустимый для целей покрытия рисков, принимаемых банками в ходе осуществления деятельности. Одновременно в документах БКБН «Основополагающие принципы эффективного банковского надзора» (октябрь 2006) и «Методология основных принципов эффективного банковского надзора» (октябрь 2006) подчеркивается (обязательные критерии соблюдения Принципа 6 «Достаточность капитала»), что при определении минимальных требований к достаточности капитала банков необходимо принимать во внимание условия, в которых функционирует банковская система каждой страны, с учетом которых требования к достаточности капитала кредитных организаций могут быть установлены на более высоком уровне по сравнению с минимально предусмотренным рекомендациями БКБН.

В странах с развивающейся и переходной экономикой требования к достаточности собственных средств (капитала) банков часто устанавливаются на уровне выше минимально рекомендованного (8%), наиболее распространенными являются требования по достаточности капитала на уровне от 10% до 12% (10% установлено в Азербайджане, Литве, Хорватии, Сингапуре, Филиппинах, ЮАР; 12% — в Болгарии, Албании, Румынии, Молдове, Армении). По мнению Банка России, уровень требований к достаточности собственных средств (капитала) российских банков соответствует уровню рисков в российской экономике, относящейся к экономике переходного типа.

Относительно предложения «об увеличении соотношения капитала 2-го уровня к капиталу 1-го уровня с 50% до 100%» сообщаем следующее. Данное соотношение (100%) определено действующими нормами Положения Банка России -П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций. В соответствии с п.3.11.2 сумма источников дополнительного капитала включается в расчет собственных средств (капитала) в размере, не превышающем 100% величины основного капитала. В размере 50% от величины капитала 1-го уровня включаются в состав источников капитала 2-го уровня привлеченные субординированные кредиты.

Изложенный подход соответствует подходу, рекомендованному БКБН для определения величины собственных средств (капитала).

Относительно предложения «об отмене требований по уменьшению капитала банка на величину вложений в дочерние банки» сообщаем, что реализация данного предложения представляется нецелесообразной. Действующий порядок, предусматривающий исключение из капитала вложений в акции (доли) других кредитных организаций — резидентов Российской Федерации (уменьшают капитал 1-го уровня), соответствует Базельским принципам и международным принятым подходам в части порядка определения собственных средств (капитала) кредитных организаций.

Относительно предложения «об увеличении размера норматива на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) с 25%> до 50% или снятия требований о включении кредитов дочерним банкам и финансовым компаниям в Нб» сообщаем, что изменение значения норматива Н6 не планируется. В отношении позиции Банка России по соблюдению кредитными организациями пруденциальных норм деятельности см. абзац, содержащий информацию о предложении «О вхождении банков в капитал заемщиков».

Также сообщаем, что в соответствии с п.4.7.2 действующей Инструкции Банка России -И «Об обязательных нормативах банков» (в редакции Указания Банка России -У) норматив Н6 не рассчитывается в отношении кредитных организаций — участников банковской группы, в состав которой входит банк-кредитор.

Относительно предложения «о стимулировании консолидации банковской системы за счет упрощения процедур слияний и поглощений и увеличения требований к размеру минимального собственного капитала действующих и вновь образуемых кредитных организаций» сообщаем следующее. В 2008 году проведена большая работа по законодательному упрощению и удешевлению процедур реорганизации кредитных организаций в целях стимулирования создания крепких, финансово устойчивых кредитных организаций, в том числе путем слияний и присоединений. Федеральный закон -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 31.12.2008) предусматривает отмену обязательного направления письменного уведомления кредиторам о принятом решении о реорганизации (предусмотрен альтернативный вариант уведомления — путем опубликования в печатных органах), а также ограничение прав кредиторов требовать от кредитной организации, принявшей решение о реорганизации, досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков.

В целях упрощения и удешевления процедур реорганизации Банком России внесены изменения в Положение Банка России и Инструкцию Банка России (Указания Банка России -У и , соответственно).

Кроме того, в целях разработки дополнительных мер по стимулированию и упрощению процессов реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) в инициативном порядке Банком России направлено предложение в Минфин России (письмо №04-33-2/860 от 01.01.2001) о внесении изменений в действующее законодательство, предусматривающих возможность участия в реорганизации юридических лиц (в том числе кредитных организаций) различных организационно-правовых форм, что будет являться дополнительным стимулом для использования реорганизации в целях повышения уровня капитализации.

Помимо вышеизложенного, Федеральным законом -ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» установлены новые требования к размеру уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций и собственных средств (капитала) действующих кредитных организаций:

— минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемого банка устанавливается в сумме 180 миллионов рублей;

минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении лицензии, предусматривающей право на осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков — корреспондентов, по их банковским счетам, устанавливается в сумме 90 миллионов рублей, минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемой небанковской кредитной организации, не ходатайствующей о получении такой лицензии, устанавливается в сумме 18 миллионов рублей;

— минимальный размер собственных средств (капитала) банка устанавливается в сумме 180 миллионов рублей;

— размер собственных средств (капитала) небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, должен быть не менее 180 миллионов рублей;

— минимальный размер собственных средств (капитала) банка, ходатайствующего о получении Генеральной лицензии, устанавливается в сумме 900 миллионов рублей;

Читайте также:  Qiwi кошелек снятие наличных

— вновь регистрируемый банк либо банк, с даты государственной регистрации которого прошло менее двух лет, для получения права на привлечение во вклады денежных средств физических лиц должен иметь уставный капитал (собственные средства (капитал) в размере не менее 3 миллиардов 600 миллионов рублей.

Банк, имеющий на 1 января 2007 года собственные средства (капитал) в размере менее 180 миллионов рублей, вправе продолжать свою деятельность при условии, что размер его собственных средств (капитала) не будет снижаться по сравнению с уровнем, достигнутым на 1 января 2007 года. При этом размер собственных средств (капитала) такого банка с 1 января 2010 года должен быть не менее 90 миллионов рублей, а с 1 января 2012 года — не менее 180 миллионов рублей.

Относительно предложения «о предоставлении государственных гарантий банкам по кредитам системообразующим компаниям» сообщаем, что данное предложение является реализованным. В соответствии с Правилами предоставления в 2009 году государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым организациями, отобранными в порядке, установленном правительством Российской Федерации, на осуществление основной производственной деятельности и капитальные вложения (утв. постановлением Правительства Российской Федерации ), гарантия предоставляется в размере до 50 процентов фактически предоставленной указанным организациям суммы кредита, привлекаемого в российских банках на срок от 6 месяцев до 5 лет в национальной валюте при соблюдении ряда необходимых условий.

Относительно предложения «о внесении изменений в Положение Банка России » сообщаем следующее. Предложение об увеличении сроков рефинансирования Банком России кредитных организаций до 2-х лет противоречит ст. 46 Федерального закона -ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Реализацию предложения об отмене двухуровневой процедуры согласования при предоставлении кредитов Банка России считаем нецелесообразной. Считаем целесообразным сохранить централизованный порядок принятия решений о предоставлении кредитов Банка России. Вместе с тем отмечаем, что данный порядок принятия решений не влечет за собой увеличения срока рассмотрения заявлений кредитных организаций на получение кредита Банка России. Решение о предоставлении кредита Банка России принимается в день получения Банком России соответствующего заявления от кредитной организации.

Относительно предложений «об учете переоценки по срочным сделкам» сообщаем, что в настоящее время Банком России осуществляется работа по дальнейшему сближению российских правил бухгалтерского учета в банковской системе с Международными стандартами финансовой отчетности, в том числе рассматриваются вопросы возможности и необходимости ведения учета производных инструментов на балансовых счетах в соответствии с требованиями МСФО 39 «Финансовые инструменты — признание и оценка».

В отношении предложения о включении в расчет показателя собственных средств (капитала) кредитных организаций нереализованных курсовых разниц по срочным сделкам, отражаемых на счетах главы «Г» «Срочные сделки», отмечаем, что рассмотрение данного предложения представляется целесообразным при условии реализации в российских стандартах учета положений МСФО 39, в соответствии с которым требования (обязательства) по производным инструментам отражаются по текущей (справедливой) стоимости, которая не тождественна величинам указанных нереализованных курсовых разниц.

С учетом этого обстоятельства внесение изменений в Положение Банка России -П «О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций» в целях реализации вышеуказанного предложение на настоящем этапе не представляется возможным. Кроме того, проведенный анализ показал существенную потенциальную волатильность величины собственных средств (капитала) отдельных кредитных организаций в связи с волатильностью сальдо нереализованных курсовых разниц по срочным сделкам, что с точки зрения международных подходов препятствует реализации данного предложения для определения регулятивных требований.

В отношении предложения о замене резервирования обесценения срочных сделок в соответствии с Положением Банка России -П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери» на резервирование кредитного риска неисполнения контрагентами обязательств отмечаем, что данное предложение касается регулирования разных видов рисков — рыночного и кредитного соответственно, в связи с чем совершенствование подходов к регулированию каждого из данных видов рисков осуществляется самостоятельно.

В частности, действующий порядок расчета кредитного риска по срочным сделкам, закрепленный в приложении 3 к Инструкции Банка России -И «Об обязательных нормативах банков» (далее — Инструкция ), предполагается сохранить только в отношении внебиржевых срочных сделок (соответствующие изменения в Инструкцию готовятся).

В отношении создания резервов по срочным сделкам отмечаем, что в соответствии с Положением (в редакции Указания Банка России -У) требование о формировании резервов на возможные потери по срочным сделкам не распространяется на срочные сделки, заключенные на организованных торговых площадках (через организатора торговли), а также срочные сделки, заключенные не на организованных торговых площадках (не через организатора торговли) с контрагентами, перечисленными в шестом абзаце п.5.3 Положения , на условиях, предусматривающих уплату (получение) контрагентами промежуточных выплат (вариационной маржи).

Относительно предложений «об оценке кредитного риска», а также п. З предложений «об упрощении порядка налогового учета» сообщаем следующее.

Считаем нецелесообразным временное смягчение требований по оценке финансового положения заемщиков. Реализация данного предложения, в нашем понимании, привела бы к существенной недооценке рисков, принимаемых кредитными организациями при предоставлении ссуд, и, в связи с этим, к увеличению угрозы интересам кредиторов (вкладчиков).

Одновременно отмечаем, что Указание Банка России -У «Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее — Указание ) не содержит требований по оценке финансового положения заемщиков и, следовательно, кредитная организация в ситуациях ухудшения финансового положения заемщиков вправе в течение 2009 года воспользоваться возможностью реструктуризации ссудной задолженности без ухудшения оценки ссуды вне зависимости от оценки финансового положения заемщиков. Таким образом, предложенный Указанием подход существенно снижает требования по формированию резервов.

Читайте также:  Звание почетный строитель россии

Предложение о распространении подходов, изложенных в Указании , в отношении длительности просроченной задолженности на ссуды, сгруппированные в портфели однородных ссуд, не поддерживается. Подходы, изложенные в п. 3.7 Положения Банка России -П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности» (далее — Положение ), относятся к ссудам, оцениваемым на индивидуальной основе. Необходимо отметить, что в отношении оценки риска по портфелям однородных ссуд Положением предусмотрен достаточно льготный режим, не требующий постоянного мониторинга данных ссуд.

В соответствии с общим подходом Положения оценка риска по предоставленной ссуде осуществляется исходя из двух основных факторов риска — оценки финансового положения заемщика и качества обслуживания долга по ссуде. При этом систему оценки кредитного риска по ссудам, в том числе содержащую более детализированные процедуры оценки, а также конкретные критерии для оценки ссуд, определяются кредитными организациями самостоятельно во внутренних документах по кредитной политике. Положение не содержит каких-либо специальных требований по оценке риска заемщиков, в отношении которого установлен факт подачи искового заявления в суд.

Елена Фабричная МОСКВА (Рейтер) – Новый зампред Банка России Сергей Швецов займется созданием устойчивой инфраструктуры российского финансового рынка с центральным депозитарием и центральным контрагентом, которая призвана вернуть ликвидность с западных площадок в РФ. Швецов, восемь лет возглавлявший департамент операций на финансовых рынках (ДОФР), с 16 февраля 2011 года назначен заместителем председателя Банка России. «В мои обязанности входит курирование департамента операций на финансовых рынках, который я раньше возглавлял. Кроме этого – департамент международных финансово-экономических отношений – связи с зарубежными ЦБ, международными организациями. А также департамент финансовой стабильности, который только создается, и в работе которого я вижу свою долю ответственности», – сказал Швецов в интервью Рейтер. Департамент финансовой стабильности возглавил Владимир Чистюхин, и сейчас продолжается его формирование. «ДОФР в настоящее время возглавляет в качестве исполняющего обязанности директора Александр Каштуров, он возглавлял ранее в ДОФР подразделение риск-менеджмента. С большой вероятностью, он станет постоянным руководителем департамента», – сказал Швецов. «Кроме задач, за которые отвечает ДОФР, появились принципиально новые: создание департамента финансовой стабильности и связанная с этим работа по противодействию внутренним и внешним шокам в рамках общего мирового процесса по повышению устойчивости финансовых рынков». «Предстоит большая работа по внедрению в России согласованных на уровне совета финансовой стабильности, G20 и МВФ принципов регулирования. Это предполагает не только изменение регулирования, но и построение инфраструктуры рынка производных инструментов». НОВАЯ ИНФРАСТРУКТУРА Слияние российских бирж – ММВБ и РТС – это только один из элементов финансовой инфраструктуры; предстоит создать новые институты. «Закон о клиринге, установивший процедуру ликвидационного неттинга, открывает широкие возможности для развития срочного рынка в России, соответственно нужны такие элементы инфраструктуры, как репозиторий договоров, центральный контрагент, агент по маржированию и так далее, повышающие устойчивость этого рынка», – сказал Швецов. «Кроме того, необходимо обеспечить сбор информации о торговых позициях для мониторинга этого рынка с целью предупреждения кризисных ситуаций. Поэтому задача Банка России – создание полноценной инфраструктуры этого рынка, естественно, совместно с ФСФР и Минфином». Вызовом для российской финансовой системы станет ее продолжающаяся интеграция в мировую. «И если последний кризис наши финансовые организации ощутили как заемщики, то в ближайшем будущем у российских банков будет расти иностранный кредитный портфель. Наши банки приобретают активы за рубежом, то есть банковская система приобретает дополнительную уязвимость по операциям на внешних рынках. Соответственно, наша задача – координировать наши действия с другими регуляторами с целью предупреждения внешних шоков». «ЦК (центральный контрагент) – это мегазадача для российского и не только финансового рынка, при этом не только для биржевых операций, но и для внебиржевых операций. Создание нормальной системы мониторинга ЦК, рефинансирования ЦК, особенности учета риска контрагента в кредитных организациях, расчет нормативов для самого ЦК, то есть развитие того, что сегодня у нас начинает развиваться и на ММВБ, и на РТС. Нам предстоит построить государственный надзор за этим видом деятельности». «Плюс задача по построению центрального депозитария, ее никто не снимал. Мы вынуждены были согласиться присоединить группу РТС к ММВБ, в том числе, для построения единой централизованной системы учета прав на ценные бумаги, что предполагает не только изменение законодательства, но и модернизацию расчетных сервисов: мы должны добиться от НРД (в перспективе объединенной с ДКК) тех сервисов, которые наши коллеги в зарубежных странах предоставляют на своих рынках, то есть наша задача – создать необходимые условия для того, чтобы ликвидность по российским инструментам была прежде всего на российском рынке, и чтобы иностранцам, в конце концов, было безразлично, что покупать: ADR, GDR или локальные акции». «Сегодня выпуск расписок на российские акции – это перемещение ликвидности за пределы РФ. Сегодня это нужно эмитентам и этот процесс носит объективный или, если хотите, вынужденный характер: наша инфраструктура не удовлетворяет требованиям иностранного инвестора с точки зрения рисков и продуктов, а возможности национального инвестора ограничены, поэтому наша задача – не административно вернуть ликвидность в Россию, запретив выпуск расписок, а создать комфортные условия работы как для эмитента, так и для инвестора, чтобы ликвидность вернулась сама. И конечно, необходимо взращивать российского инвестора, так как ориентация преимущественно на иностранный капитал повышает уязвимость системы. Поэтому мы будем этим активно заниматься». (Редактор Дмитрий Антонов)

Следите за обновлениями в нашем Telegram-канале

Ссылка на основную публикацию
Жилищный кодекс перевод жилого помещения в нежилое
Полный текст ст. 23 ЖК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье...
Если сокращают что должны выплатить
Меня как юриста, занимающегося трудовыми вопросами, всегда изумляло, насколько наши люди не интересуются своим будущим и защитой своих прав. Многие...
Если сотрудник не использовал ежегодный оплачиваемый отпуск
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели вопрос о том, сгорают ли ежегодные оплачиваемые отпуска и чем грозит компании непредоставление работнику...
Жилищный кодекс рф 2018 капитальный ремонт
Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда ГАРАНТ: См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к...
Adblock detector