Заказчик обязан привлекать экспертов экспертные организации

Заказчик обязан привлекать экспертов экспертные организации

После того, как Поставщик исполнил контракт, Заказчик осуществляет приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги и обязан привлечь экспертов, экспертные организации для выполнения экспертизы результатов исполнения контракта.

Для чего и в каких случаях проводится экспертиза по 44-ФЗ

Согласно ч.3 ст.94 № 44-ФЗ Экспертизу проводят для проверки результатов исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в части их соответствия условиям контракта. Заказчик обязан провести экспертизу при приемке товара или результата оказания услуги, выполнения работы по контракту.

  • исполнение поставщиком обязательств по контрактам, заключенным до вступления в силу 44-ФЗ.
  • в случае, когда контрактом предусмотрено поэтапное исполнение обязательств, экспертиза результатов и их приёмка проводится по окончании каждого такого этапа.

Если в контракте не указано поэтапное исполнение контрактных обязательств, но фактически приемка и оплата производятся периодически, например, ежемесячно, у Заказчика возникает обязанность провести экспертизу в каждом случае приемки результатов (см. Письмо МЭР от 31.12.2014 №Д28и-2919).

Заказчик обязан привлечь экспертов, если закупка осуществляется у единственного поставщика (ч.4 ст.94 № 44-ФЗ).

  • закупка услуг экспертных организаций, экспертов
  • закупки по основаниям, предусмотренных пунктами 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, пунктом 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пунктами 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46, 47 — 48 части 1 статьи 93
  • предметом закупки является разработка проектной документации объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, уже прошедшие обязательную государственную или негосударственную экспертизу.
  1. К проведению экспертизы могут привлекаться эксперты, экспертные организации только на основании контрактов, заключенных в соответствии с 44-ФЗ.
  2. Эксперты, экспертные организации имеют право запрашивать у заказчика и поставщика дополнительные материалы, относящиеся к условиям исполнения контракта и отдельным этапам исполнения контракта.
  3. Результаты экспертизы оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации. В случае, если по результатам экспертизы установлены нарушения требований контракта, не препятствующие приемке, в заключении могут содержаться предложения об устранении нарушений, в том числе с указанием срока их устранения.

Экспертиза силами заказчика

Руководитель издает приказ о создании экспертной комиссии.

В состав комиссии включаются не менее 5 человек.

В приказе о проведении экспертизы указывается номер и предмет контракта, по которому проводится экспертиза, сроки и этапы ее проведения.

Приемка результатов исполнения контракта

Приёмка осуществляется в порядке и в сроки, установленные контрактом.

Если экспертизу проводили эксперты, заказчик обязан учесть выводы, представленные в заключении по результатам экспертизы.

Если же эксперты не привлекались, то документ о приемке товара, работы, услуги, оформленный и подписанный заказчиком, является одновременно документом, подтверждающим проведение экспертизы силами заказчика. Это может быть акт сдачи-приемки, либо какой-то иной документ, в котором перечисляются выполненные работы или поставленные товары, а также фиксируются претензии сторон, при наличии таковых.

Если выявленное несоответствие не препятствует приёмке результатов исполнения контракта, либо оно уже устранено исполнителем, то заказчик вправе не отказывать в приёмке.

В случае если Заказчик считает, что результаты исполнения не соответствуют требованиям контракта (в том числе и на основании заключения экспертов), то он должен направляет поставщику в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа, в сроки, которые определены в контракте для приемки результатов.

Также Заказчик должен сформировать отчет с информацией об исполнении/ненадлежащем исполнении обязательств по контракту (по каждому этапу).

  • контракты, заключенные в соответствии с пунктами 4 («малые» закупки), 5 (закупки учреждений культуры до 400 тыс.руб.), 23 или 44 части 1 статьи 93.

Отчет должен быть размещен в единой информационной системе, к нему прикладывается документ, свидетельствующий о приемке результатов (или документ, содержащий обоснованный отказ в приемке). А если экспертиза проводилась силами экспертов, то и заключение, составленное по итогам экспертизы.

Центр госзаказа МАП имеет опыт выдачи экспертных Заключений в рамках 44 ФЗ.

Материал подготовлен специалистами ЦЕНТРА ГОСЗАКАЗА МАП

+7 (495) 585-32-69
+7 (925) 804-51-52

Эксперты и экспертные организации, привлекаемые при закупках по Закону N 44-ФЗ

В соответствии с п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация (далее также — эксперты) — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, либо юридическое лицо (работники юридического лица должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в области науки, техники, искусства или ремесла), которые осуществляют на основе договора деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также по подготовке экспертных заключений по поставленным заказчиком, участником закупки вопросам.

По контексту приведенной нормы и норм ст. 41 Закона N 44-ФЗ очевидно, что под экспертами, экспертными организациями в Законе N 44-ФЗ понимаются третьи по отношению к заказчику и любому его контрагенту лица. При этом, поскольку эксперты действуют на основании договора, то есть заключаемого заказчиком контракта (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ), привлечение экспертов, безусловно, должно осуществляться в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. В частности, на это прямо указывается в ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Каких-либо особенностей закупки при отборе именно экспертов, помимо вышеуказанных ограничений, Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Соответственно, способ закупки выбирается заказчиком по общим правилам, исходя из принципов, определенных ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.

Читайте также:  Заявление о процессуальном правопреемстве по исполнительному листу

Законом N 44-ФЗ не установлено каких-либо специальных требований к экспертам. Такие требования могут быть установлены применительно к проведению экспертиз в конкретной отрасли иными законами, на что фактически указано в ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ, и предъявляются заказчиком к участникам закупки на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.

Перечень категорий лиц, которые не могут быть допущены к экспертизе, приведен ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ. Анализ этого перечня показывает, что речь идет о лицах, которые не могут быть допущены к экспертизе в конкретных ситуациях в силу сомнения в их беспристрастности при проведении экспертизы. В частности, к экспертизе не допускаются работники заказчика (пп. "а" п. 1 ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, за указанными исключениями, которые подробнее рассмотрены в отдельном материале, в качестве эксперта может выступать любое лицо, обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в соответствующей области (см. также письма Минэкономразвития России от 22.01.2015 N Д28и-97, от 29.01.2015 N Д28и-58).

Согласно ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ заказчики привлекают экспертов в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ. Привлечение экспертов обязательно только для экспертизы поставленного по контракту товара, выполненной работы или оказанной услуги, в случаях, предусмотренных ч.ч. 4, 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ. Привлечение экспертов для экспертизы поставленного по контракту товара, выполненной работы или оказанной услуги во всех прочих случаях является правом заказчика (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Также ст. 58 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право заказчика привлекать экспертов в целях обеспечения экспертной оценки конкурсной документации, заявок на участие в конкурсах, осуществляемой в ходе проведения предквалификационного отбора участников конкурса оценки их соответствия дополнительным требованиям.

Для проведения экспертизы эксперты имеют право запрашивать у заказчика, контрагента дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41, ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Результаты экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги оформляются в виде заключения, которое подписывается экспертом, уполномоченным представителем экспертной организации и должно быть объективным, обоснованным и соответствовать законодательству РФ (ч. 5 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Форма такого заключения законом не предусмотрена, соответственно, оно оформляется в произвольной форме. Из указания п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ можно сделать вывод, что и в иных случаях результаты экспертизы оформляются в виде письменного заключения. При этом очевидно, что заключение в любом случае должно быть объективным, обоснованным и соответствующим законодательству РФ.

За предоставление недостоверных результатов экспертизы, экспертного заключения или заведомо ложного экспертного заключения, за невыполнение требования ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ эксперт, экспертная организация, должностные лица экспертной организации несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). Следует заметить, что законодательством об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за заведомо ложные заключения экспертов только для отдельных случаев (ст. 19.26 КоАП РФ). Поэтому, полагаем, что по общему правилу следует исходить из того, что речь идет в первую очередь о гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту в виде возмещения убытков (ст.ст. 393, 393.1, 394 ГК РФ). Административная ответственность, помимо описанных случаев, так же как и уголовная ответственность может наступить в том случае, если решения, принятые заказчиком на основании экспертного заключения в отношении предмета контракта, в том числе приемка товаров, результатов работ, услуг, привели к наступлению последствий, подпадающих под определение состава административного правонарушения или уголовного преступления.

* Данный материал старше двух лет. Вы можете уточнить у автора степень его актуальности.

Эксперт, экспертная организация — обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией физическое либо юридическое лицо, которое осуществляет деятельность по изучению и оценке предмета экспертизы, а также подготовке экспертных заключений по поставленным вопросам (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Заказчик привлекает экспертов, экспертные организации при осуществлении закупки в случаях, которые предусмотрены Законом N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Это случаи (ст. 58, ч. 3, 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ):

1. Оценки конкурсной документации в рамках предквалификационного отбора участников конкурса;
2. Оценки заявок на участие в конкурсах в рамках предквалификационного отбора;
3. Оценки соответствия участников конкурса дополнительным требованиям заказчика при проведении предквалификационного отбора.

Экспертизу в перечисленных случаях проводят по усмотрению заказчика. Ее проведение обусловлено установлением при проведении конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса дополнительных квалификационных требований к участникам закупки.

Такие требования, например, наличие финансовых, материальных, кадровых ресурсов и опыта работы, связанного с предметом контракта, а также требования к деловой репутации, могут быть установлены Правительством РФ (ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, у заказчика может возникнуть необходимость экспертно оценить требования, которые должны быть предъявлены к участникам закупки, а также соответствие участников этим требованиям;

4. Приемка поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

При осуществлении приемки экспертно оценивают представленные исполнителем результаты исполнения контракта на предмет соответствия его условиям.

Решение о привлечении к приемке эксперта, экспертной организации заказчик принимает по своему усмотрению, однако в ряде случаев их участие в приемке является обязательным.

Когда участие эксперта в приемке поставленного товара обязательно?

  • поставка культурных ценностей для пополнения государственных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка товара, работы, услуги у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ (п. 11 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • заключение контрактов в целях трудоустройства осужденных (п. 12 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка произведений литературы и искусства, исполнений, фонограмм у лица, которому принадлежат исключительные права на них (п. 13 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка услуг по организации участия в мероприятии, проводимом для нужд нескольких заказчиков (п. 16 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • заключение контракта после признания несостоявшимся определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, кроме закупок для обеспечения федеральных нужд (п. 24 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • приобретение нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения для государственных, муниципальных нужд (п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • заключение по результатам несостоявшегося запроса предложений контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за границей (п. 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • заключение образовательными организациями контракта на поставку оборудования (а также его техническую эксплуатацию), программного обеспечения с обладателем исключительных прав на данные товары за счет средств, выделенных на развитие инновационной инфраструктуры в системе образования (п. 35 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • приобретение жилья экономического класса органами исполнительной власти (местного самоуправления) у юридических лиц согласно условиям договоров об освоении (комплексном освоении) территории в целях строительства жилья экономического класса (п. 38 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • приобретение жилья экономического класса органами исполнительной власти (местного самоуправления) у лица, которое заключило в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства" договор безвозмездного пользования земельным участком или аренды земельного участка, предусматривающий строительство такого жилья (п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, работ или услуг по выполнению инженерных изысканий, подготовке проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации и обезвреживания отходов (п. 43 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Исключение составляют случаи, когда проектная документация или результаты инженерных изысканий прошли обязательную государственную или негосударственную экспертизу (п. 3 ч. 4 ст. 94 Закона N 44-ФЗ);
  • закупка субъектами РФ за счет субсидий, предоставленных из федерального бюджета, работ или услуг по строительству и оснащению объектов, используемых для обработки, утилизации и обезвреживания отходов (п. 43 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Читайте также:  Брак с гражданином израиля

Правительство РФ может определить иные случаи обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы (ч. 4.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Однако в настоящее время они не установлены. Для привлечения к осуществлению закупки эксперта, экспертной организации заказчику необходимо их выбрать и заключить с ними контракт.

Срок: заключить контракт с экспертом, экспертной организацией целесообразно заранее, с учетом времени, необходимого для выбора эксперта, экспертной организации и заключения контракта. На практике проведение указанных мероприятий может занять от 2 недель до 3 месяцев.

Требования к экспертам, экспертным организациям

Эксперт, экспертная организация должны обладать специальными познаниями, опытом, квалификацией в отношении предмета экспертизы (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Однако не каждое лицо, обладающее такими познаниями, опытом, квалификацией, может быть привлечено заказчиком в качестве эксперта, экспертной организации.

В ч. 2 ст. 41 Закона N 44-ФЗ определен перечень лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы:

  • лица, являющиеся либо являвшиеся в течение двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, должностными лицами или работниками заказчика или поставщика;
  • физические лица, имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;
  • близкие родственники, усыновители или усыновленные руководителя заказчика, членов комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы, контрактного управляющего, должностных лиц или работников поставщика либо лица, состоящие с ними в браке;
  • юридические лица, в которых заказчик или поставщик имеют право распоряжаться более чем 20% общего количества голосов либо более чем 20% вкладов, долей;
  • физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) может оказывать влияние на результат проводимой ими экспертизы.

Эксперт, экспертная организация обязаны письменно уведомить заказчика и поставщика о допустимости своего участия в проведении экспертизы и отсутствии оснований для недопуска к ее проведению (ч. 3 ст. 41 Закона N 44-ФЗ). В случае выявления в составе экспертов, экспертных организаций лиц, которые не могут привлекаться к проведению экспертизы, заказчик должен незамедлительно принять меры, направленные на привлечение иного эксперта, иной экспертной организации (ч. 4 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Выбор эксперта, экспертной организации

Привлечение эксперта, экспертной организации осуществляется на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Закон N 44-ФЗ не определяет особенностей порядка выбора заказчиком экспертов, экспертных организаций для заключения такого договора. Следовательно, при выборе нужно руководствоваться общим порядком, установленным указанным Законом.

Таким образом, для осуществления закупки услуг экспертов, экспертных организаций заказчику необходимо:

1. Определить предмет экспертизы;
2. Выбрать способ определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

При выборе способа определения заказчик должен учитывать ограничения, предусмотренные Законом N 44-ФЗ для каждого из способов закупки (открытый конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

Читайте также:  В каких случаях требуется сро в строительстве

3. Провести процедуру определения исполнителя — эксперта, экспертной организации.

Если для проведения экспертизы необходимы осуществление исследований, испытаний, выполнение работ, оказание услуг и в отношении лиц, их осуществляющих, законодательством установлены обязательные требования (обязательная аккредитация, лицензирование, членство в саморегулируемых организациях), отбор экспертов, экспертных организаций производится из числа лиц, соответствующих указанным требованиям (ч. 8 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);

4. Заключить контракт с экспертом, экспертной организацией.

Ситуация для примера:

Вправе ли заказчик при определении исполнителя услуг по экспертизе установить требования к участникам о наличии у эксперта (работников экспертной организации) образования по определенной специальности, определенной квалификации и опыта работы, а также потребовать от участников представления документов, подтверждающих соответствие указанному требованию, при подаче заявок на участие в определении?

Ответ: Установление указанных требований может быть признано незаконным.

Аргументация: Эксперт, экспертная организация — это обладающее специальными познаниями, опытом, квалификацией в определенных областях физическое или юридическое лицо (п. 15 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон N 44-ФЗ). Можно заключить, что в Законе N 44-ФЗ установлены требования к лицам (их работникам), оказывающим экспертные услуги заказчикам.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ участники закупок должны соответствовать требованиям законодательства РФ к лицам, которые поставляют товар, выполняют работу, оказывают услугу, являющиеся объектом закупки.

В извещениях о проведении закупок заказчики обязаны указывать требования, предъявляемые к участникам, и приводить исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (п. 2 ч. 3 ст. 49, п. 6 ч. 5 ст. 63, п. 1 ч. 1 ст. 73, п. 2 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Вышеуказанные нормы позволяют сделать формальный вывод о том, что заказчик вправе установить требования к участникам закупки услуг по экспертизе о наличии у них или их работников специальных познаний, опыта, квалификации в области науки, техники, искусства или ремесла и потребовать представления при подаче заявок документов, подтверждающих соответствие данному требованию.

Однако необходимо иметь в виду, что Закон N 44-ФЗ не конкретизирует требования к экспертам и работникам экспертных организаций по уровню образования и квалификации или по определенному опыту работы. Более того, в п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ не используется термин «образование», а значение примененного термина «специальные познания» не раскрыто ни в законодательстве о контрактной системе в сфере закупок, ни в иных нормативных правовых актах.

Что может подтвердить наличие специальных познаний эксперта?

Дипломы об образовании и повышении квалификации, документами об ученой степени, научными публикациями, документами, подтверждающими опыт практической работы и др. На это указано в абз. 10 п. 21 Обзора судебной практики по некоторым вопросам, связанным с рассмотрением арбитражными судами дел с участием иностранных лиц, направленного Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 09.07.2013 N 158.

Таким образом, согласно действующему законодательству и практике его применения допускается, что наличие специальных познаний не обусловлено наличием соответствующего образования или квалификации, подтверждаемых документально. Опыт в определенной сфере не обязательно связан с наличием трудового стажа, подтвержденного записями в трудовой книжке (например, такой опыт может быть получен в результате выполнения работ по договорам подряда). Так, например, для проведения почерковедческая экспертиза в негосударственных экспертных центрах необходимо проверять наличие документов, подтверждающих компетенцию эксперта.

Исходя из вышеизложенного установление в извещении о закупке требования к участникам о наличии у эксперта (работников экспертной организации) образования по определенной специальности, определенной квалификации, опыта работы, а также о представлении при подаче заявок на участие в определении документов, подтверждающих соответствие указанному требованию, может быть признано действием, направленным на ограничение конкуренции, что противоречит ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ.

Контракт с экспертом, экспертной организацией

Заказчик привлекает эксперта, экспертную организацию на основании договора (п. 15 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). Ввиду отсутствия в Законе N 44-ФЗ указания на особенности порядка заключения контракта с экспертом, экспертной организацией такой контракт должен заключаться по результатам определения исполнителя в общем порядке, предусмотренном названным Законом.

Форма документа: произвольная.

Если закупка услуг эксперта, экспертной организации осуществляется путем определения исполнителя конкурентным способом, форма контракта должна соответствовать его проекту, прилагаемому к документации или к извещению о закупке.

Обязательные сведения в документе:

  • условия, которые являются обязательными для включения в контракт в соответствии с Законом N 44-ФЗ;
  • предмет экспертизы, функции и полномочия эксперта, экспертной организации;
  • условие о праве эксперта, экспертной организации запрашивать у заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительные материалы, относящиеся к предмету экспертизы (ч. 6 ст. 41 Закона N 44-ФЗ);
  • вид и размер ответственности эксперта, экспертной организации, в том числе за предоставление недостоверных результатов экспертизы, недостоверного или заведомо ложного экспертного заключения, невыполнение экспертом требования об уведомлении заказчика о наличии оснований для отстранения от проведения экспертизы (ч. 7 ст. 41 Закона N 44-ФЗ).

Кто составляет: юрист или работник контрактной службы (контрактный управляющий) по согласованию с юристом, отраслевыми подразделениями.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Ссылка на основную публикацию
Задержание коап рф с комментариями
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для...
Жилищный кодекс перевод жилого помещения в нежилое
Полный текст ст. 23 ЖК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье...
Жилищный кодекс рф 2018 капитальный ремонт
Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда ГАРАНТ: См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к...
Задержка аванса что делать
22.05.2018 Если ни заработанных денег, ни процентов так и не заплатили, остается три пути для защиты своих прав: Суд. Государственная...
Adblock detector