Заказчик осуществляет закупку товаров посредством электронного аукциона

Заказчик осуществляет закупку товаров посредством электронного аукциона

Условия применения электронного аукциона

Из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ следует, что определение поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) путем электронного аукциона может проводиться исключительно в случаях, указанных в ст. 59 Закона N 44-ФЗ. Однако ч. 2 этой статьи устанавливает только принципы определения случаев, когда проведение электронного аукциона обязательно, а ч. 3 этой же статьи фактически указывает, что заказчик вправе проводить электронные аукционы во всех иных случаях.

Согласно ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ. На федеральном уровне в настоящее время действует Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р (далее также — Перечень).

Включение товаров, работ, услуг в указанные перечни осуществляется в случае одновременного выполнения следующих условий:

1) существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;

2) критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Согласно же ч. 3 ст. 59 Закона N 44-ФЗ заказчик имеет право осуществлять путем проведения электронного аукциона закупки товаров, работ, услуг, не включенных в указанные в ч. 2 этой статьи перечни.

Иными словами, путем проведения электронного аукциона может быть осуществлена закупка любых товаров, работ, услуг, однако по общему правилу это является правом заказчика.

В случае же закупки товаров, работ, услуг, включенных в вышеуказанные перечни, проведение торгов именно в форме электронного аукциона обязательно. Речь идет именно о проведении торгов, поскольку та же ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ содержит оговорку, что закупка именно путем проведения электронного аукциона обязательна, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента с учетом требований данного Закона. Возможность выбора способа закупки в виде запроса котировок и у единственного контрагента ограничена, как правило, суммой закупки (100 тысяч или 400 тысяч рублей и 500 тысяч рублей соответственно — ч. 2 ст. 72, п.п. 4 или 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). Запрос предложений может быть проведен в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, например, при расторжении контракта, заключенного по итогам электронного аукциона (п. 6 указанной части). Выбор конкретного способа определения контрагента для закупки в зависимости от суммы является правом заказчика.

Действующий Перечень случаев обязательного проведения электронного аукциона основан на указании кодов товаров, работ, услуг по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (ОКПД2). Данный Перечень должен применяться с учетом примечаний к нему, исключающих из него ряд товаров, работ, услуг, определяемых содержащимися в нем кодами ОКДП2 (см. также письмо Минэкономразвития России от 31.12.2013 N Д28и-2435). В частности, примечанием (1) к Перечню из него исключаются определяемые содержащимися в нем кодами ОКПД2 товары, работы, услуги, в случае осуществления закупок которых заказчик вправе проводить конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Один из видов таких работ, закупка которых должна проводиться путем проведения конкурса с ограниченным участием, также отдельно указан в примечании (4) (ср. позицию 5 в Приложении N 2 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99, содержащем перечень случаев проведения конкурса с ограниченным участием. Данный вопрос рассмотрен в отдельном материале). При этом нормы о конкурсе с ограниченным участием допускают проведение в случаях, когда должен быть применен этот способ определения контрагента, электронного аукциона (ч. 2.1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ), а нормы о двухэтапном конкурсе не ограничивают возможность его проведения (ч. 2 ст. 57 Закона N 44-ФЗ). Таким образом, в случае, когда торги должны быть проведены в форме конкурса с ограниченным участием, заказчик вправе выбрать также проведение электронного аукциона, а в случаях, когда может быть проведен двухэтапный конкурс — эту форму торгов наряду с иными.

Согласно нормам ФЗ-44, государственные заказчики обязаны проводить аукционы в электронной форме, если закупаемые товары, услуги или работы включены в специальный аукционный перечень.

Электронный аукцион: общие сведения

Электронный аукцион пользуется широкой популярностью среди заказчиков при организации закупок. Он позволяет провести торги со здоровым уровнем конкуренции и достаточно прост в процессуальном плане.

Электронный аукцион является разновидностью открытой закупочной процедуры, при которой сведения о ее проведении размещается в свободном доступе в ЕИС. При ее проведении заказчик должен соблюдать весьма жесткие временные рамки, в остальном данная форма закупки не предполагает серьезных ограничений.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Под электронным аукционом понимаются торги, которые проводятся в электронном виде на специализированных торговых площадках, побеждает на которых лицо, предложившее наименьшую цену контракта.

В этот перечень входят сельхозпродукция, рыба, нефть и уголь, руда, пищевые продукты, одежда, текстиль, табак, кожа, уголь, металлы, автотранспорт, компьютеры, услуги по ремонту автотранспортных средств, услуги сухопутного транспорта, водного транспорта, почтовой связи, курьерские услуги, телекоммуникационные и финансовые, услуги по дезинфекции, ремонту помещений, чистке печей и пр.

Порядок проведения аукциона и перечень законодательных требований к нему прописан в ФЗ-44 ст. 59-71.

Также аукцион проводится в отношении товаров, включенных в дополнительный перечень, который утверждается высшим исполнительным органом субъекта РФ (согласно ч. 2 ст. 59).

Заказчик вправе провести открытый аукцион при отсутствии необходимости оценки предложений участников с точки зрения их квалификации, опыта и прочих неценовых параметров (при необходимости их учета проводится конкурс). Закупка аукционным методом проводится и при отсутствии возможности закупки у единственного поставщика или через запрос котировок.

ФЗ-44 не содержит указание на виды электронных аукционов. Так, такое понятие, как многолотовый аукцион, при проведении государственных закупок не применяется (он действует при закупках по 221-ФЗ). Во многом это связано с тем, что технически провести процедуру госзакупки с несколькими лотами на электронной торговой площадке невозможно.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

Расчет сроков: калькулятор

С точки зрения сроков, которые отводятся на проведение госзакупки, различают:

  • Короткие аукционы, которые проводятся в течение 7 дней при цене контракта в пределах 3 млн. р. Калькулятор для расчета по ссылке.
  • Длинные аукционы для более дорогих закупок (более 3 млн. рублей), которые имеют длительность 15 дней и более.

Отличие конкурса от аукциона

Отличием конкурса от аукциона является то, что в последнем случае победитель определяется только по ценовым критериям. Им становится тот участник торгов, который предложил наименьшую стоимость, если аукцион был на понижение.

Но ФЗ-44 содержит некоторые особенности. Так, если в ходе торгов цена контракта достигла 0,5% от НМЦК, то тип аукциона изменяется с понижения на повышение. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену.

Если два участника предложили одинаковую цену, то побеждает участник, который сделал предложение раньше.

При этом недостатками аукциона по сравнению с конкурсом является то, что он не позволяет учесть целый ряд факторов при выборе победителя.

Подготовка документации и публикация

Перед проведением аукциона заказчику следует определиться с площадкой. Согласно приказу Минэкономразвития, аукционы должны проводиться на специализированных электронных торговых площадках.

Сегодня для государственных закупок используются следующие сайты:

На предварительном этапе участнику следует подготовиться к электронному аукциону: сформировать комиссию, утвердить положение о ее работе и привлечь экспертов при необходимости. Также заказчику необходимо разработать и утвердить документацию об электронном аукционе. В число таких документов входят:

  • общие положения о закупке;
  • информационная карта;
  • форма заявки и инструкция по ее заполнению;
  • техзадание;
  • проект контракта;
  • расчет и обоснование НМЦК.

Извещение о проведении аукциона и состав документации должны быть размещены в ЕИС на сайте www.zakupki.gov.ru.

Извещение о проведении аукциона должно содержать установленный перечень сведений:

  • сведения о заказчике;
  • изложение условий контракта;
  • код закупки;
  • ограничение участия при определении поставщика;
  • способ определения поставщика;
  • место и порядок подачи заявок на участие;
  • размер и порядок внесения обеспечения;
  • адрес площадки для проведения аукциона;
  • дата окончания срока приема заявок;
  • преимущества, которые предоставляются заказчиком для отдельных категорий исполнителей (для НКО, субъектов малого бизнеса и пр.);
  • требования, которые предъявляются к участникам аукциона и перечень документов, предоставляемый ими;
  • запреты и ограничения.
Читайте также:  В каком размере взыскиваются алименты

Техническая информация по электронному аукциону должна содержать такую информацию:

  1. Наименование объекта закупки.
  2. Условия контракта.
  3. Обоснование НМЦК.
  4. Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе.
  5. Дата и время окончания срока подачи заявок и их рассмотрения.
  6. Сведения о валюте контракта.
  7. Дата проведения аукциона.
  8. Размер обеспечения по контракту.
  9. Возможность изменения контракта заказчиком.
  10. Срок заключения контракта.
  11. Условия определения победителя.
  12. Требования к участнику аукциона.
  13. Проект контракта.

Также заказчиком публикуется информационная карта. Это сводная таблица по закупке, которая содержит весь спектр важнейшей информации.

Подача заявок на участие в электронном аукционе

Для того чтобы принять участие в процедуре электронных торгов, потенциальные поставщики должны получить аккредитацию на выбранной заказчиком электронной торговой площадке. Данная процедура весьма несложная: поставщику достаточно предоставить запрашиваемые документы и после проверки ему предоставят доступ к площадке. Обычно данная процедура занимает не более 5 рабочих дней.

Оператор вправе отказать участнику в аккредитации, если он не предоставил необходимые документы и сведения, или он является оффшорной компанией.

Если аккредитация пройдена, то нужно учесть, что она имеет ограниченный срок действия: не более 3 лет. За три месяца до окончания аккредитации оператор электронной площадки обязан сообщить об этом участнику.

Если все формальности соблюдены, то участник может подобрать интересный для себя заказ и ознакомиться с аукционной документацией. Для участия в торгах участник должен внести определенное обеспечение на свой лицевой счет в электронной площадке. Эта сумма будет заблокирована на весь период участия в электронном аукционе. Размер обеспечения зависит от суммы контракта:

  • для контрактов с НМЦК менее 3 млн. р. размер обеспечения составляет не более 1%;
  • если НМЦК более 3 млн. р., то обеспечение по заявке вносится в размере 0,5-5% от НМЦК;
  • для льготных категорий участников (например, для субъектов малого бизнеса) размер обеспечения не должен превышать 2% от НМЦК.

Затем участнику торгов следует подготовить и отправить заявку на участие оператору площадки. Она должна состоять за двух частей.

Перед участием в аукционе участника должны оценить на соответствие требованиям.

В конкурсной документации заказчик должен прописать перечень требований, которые предъявляются к участнику закупки. Так, в государственных закупках могут принимать участие лица независимо от формы собственности (это может быть как ООО, так и индивидуальный предприниматель), а также от происхождения капитала (это может быть участник с российским или иностранным капиталом).

Также в перечень требований к участникам аукциона входят:

  • ненахождение компании в статусе ликвидации;
  • неприостановление деятельности компании по нормам КоАП;
  • отсутствие недоимки по налогам и сборам;
  • отсутствие у учредителей судимостей за экономические преступления;
  • обладание участником исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности;
  • отсутствие между участником и заказчиком конфликта интересов;
  • ненахождение участника в оффшорной зоне.

Согласно ч. 2 ст. 66 44-ФЗ подаваемая заявка на участие в аукционе должна состоять из двух частей. При этом обе части заявок передаются оператору площадки одновременно, но заказчику эти сведения поступают поэтапно.

Первая часть достаточно часто именуется «Форма №2». Она зависит от предмета заключаемого контракта, а также от наличия в электронной документации товарного знака и прочих атрибутов (в частности, указание на патенты, промышленные образцы, фирменное наименование и пр.).

Вторая часть заявки на участие в аукционе является более стандартизированной и должна содержать указание на такую информацию:

  • наименование юрлица или ФИО исполнителя;
  • местонахождение компании (место жительства гражданина);
  • контактные сведения участника;
  • ИНН компании и учредителей.

Также к заявке должны прилагаться определенные документы, которые включают в свой перечень:

  • документы, которые подтверждают соответствие участника аукциона определенным требованиям;
  • документы, которые подтверждают соответствие товара установленным требованиям;
  • решение об одобрении крупной сделки или его копия;
  • документы, подтверждающие права участника на преимущества по ст. 28-29 44-ФЗ;
  • документы, подтверждающие соответствие участника аукциона/поставляемых товаров запретам и ограничениям, установленным заказчиком;
  • декларация о принадлежности участника к субъектам малого бизнеса или НКО при необходимости.

Стоит отметить, что в ч. 3 ст. 66 44-ФЗ указывается на недопустимость запроса иных не указанных в законе документов.

В течение часа после ее поступления оператор электронной площадки должен присвоить заявке порядковый номер и подтвердить факт ее получения участнику. Также оператор вправе вернуть поступившую заявку участнику, если она не соответствует установленным требованиям по ч. 2 ст. 60 44-ФЗ.

В числе причин возврата поступившей заявки: участник подал 2 и более заявки, они были получены после отведенных для этого сроков, они поданы с нарушением положений ч. 14 44-ФЗ (до окончания срока аккредитации менее 3 месяцев), отсутствие денег на лицевом счете участника.

Сам аукцион проводится на электронной площадке в указанный в техдокументации день. Время проведения торгов устанавливается с учетом часовой зоны, в которой располагается заказчик.

Аукцион проводится через снижение стоимости участниками аукциона с шагом (величиной снижения) в размере 0,5%-5% от НМЦК. Для этого участниками подаются предложения о цене контракта.

К поданным ценовым предложениям ФЗ-44 устанавливает следующие требования:

  • они не должны быть равны ранее поданному предложению;
  • не должны быть равными нулю;
  • не должны превышать прежнее предложение;
  • не должны быть ниже текущего минимального предложения, сниженного в переделах шага.

Также участник не может снижать свою цену, если на текущий момент она – лучшая.

Таким образом, минимальный срок проведения аукциона составляет 10 минут (если не было ценовых предложений). В среднем аукцион длиться 1-1,5 часа. В исключительных обстоятельствах – несколько суток (когда участники доторговались до цены менее 0,5% НМЦК).

Стоит отметить, что после того, как аукцион завершен, у участников есть возможность подать свое предложение о цене не ниже минимальной и независимо от установленного шага аукциона. Это может вывести его на второе место в конкурсе, что позволит претендовать на заключение контракта при отказе от него победителя.

Рассмотрение заявок

После того как истекли 30 минут после аукциона, оператор площадки обязан опубликовать протокол по результатам его завершения.

В протоколе прописываются:

  • адрес площадки;
  • дата, время начала и окончания аукциона;
  • НМЦК;
  • минимальное предложение о цене.

Первоначально заказчик рассматривает первые части заявок от участников электронного аукциона и готовит протокол рассмотрения заявок.

Для определения победителя аукциона заказчик оценивает вторые части поступивших заявок и готовит итоговый протокол.

При заключении контракта с победителем аукциона заказчик должен дополнить ранее составленный проект контракта конкретными условиями исполнения, предложенными исполнителем. Перед подписанием контракта следует проверить, внес ли победитель предусмотренное закупкой обеспечение в виде денежных средств или банковской гарантии.

Так, если в ходе проведения электронного аукциона поставщик снизил НМЦК более, чем на 25%, то он должен предоставить обеспечение по контракту в соответствии с ч. 1 ст. 37 или обеспечение по исполнению контракта, либо дополнительную информацию по ч. 2 ст. 37 44-ФЗ. От него также может потребоваться обоснование предложенной цены товара при поставках продовольствия, лекарств, средств для Скорой помощи и пр.

Отмена закупки

Согласно ч. 1 ст. 36 44-ФЗ заказчики вправе отменить процедуру проведения аукциона, но не позднее, чем за 5 дней до окончания даты подачи заявок на участие.

В случае принятия такого решения обосновывать его не требуется (только если заказчик уложился в отведенные временные рамки). Но не позднее следующего рабочего дня заказчик обязан изменить действующий план-график.

После этого процедура закупки через электронный аукцион считается отмененной.

Несостоявшийся аукцион в электронной форме 44-ФЗ

Закупка может быть признана несостоявшейся по следующим причинам (от которых будут зависеть варианты дальнейших действий заказчика):

  1. Если на момент завершения установленных сроков для подачи заявок не поступило ни одного предложения. Заказчик вправе объявить повторный аукцион или закупить товар у единственного поставщика.
  2. Если при рассмотрении первых частей поступивших заявок только одно предложение было признано соответствующим требованиям. При этом контракт заключается с единственным поставщиком по начальной цене.
  3. Если в ходе торгов не поступило ни одного ценового предложения, то контракт заключается с поставщиком по начальной стоимости.
  4. Если при торгах не поступило ни одного ценового предложения, то оператор площадки передает вторые части заказчику и победителем признается участник, чье предложение поступило ранее остальных.
  5. Если аукционная комиссия отклонила все вторые части заявок.
  6. Если участники, занявшие и 1, и 2 место при торгах, отказались от заключения контракта.
Читайте также:  Ежемесячный минимальный платеж по карте составляет тинькофф

Сроки хранения документации

ФЗ-44 не содержит однозначной информации о сроках хранения документации по закупкам. Согласно п. 10 ст. 60, ответственность за хранение документов по проведенному аукциону возлагается на электронную торговую площадку.

Ст. 196 Гражданского кодекса содержит указание на трехлетний срок исковой давности, что также подтверждает необходимость хранения документов в течение этих временных рамок. Более длительное хранение документов лишено смысла, так как закупку уже нельзя будет оспорить.

Таким образом, заказчикам целесообразно организовывать закупки в формате аукциона, если основным критерием отбора поставщика является цена, а остальные характеристики не имеют существенного значения. Но в некоторых случаях организация торгов через аукцион – это обязанность, а не право заказчика. Он должен провести закупку в формате аукциона, если объект закупки включен в аукционный перечень по Распоряжению Правительства РФ от 2016 года №471-Р.

Сегодня все закупки с помощью аукциона проводятся электронным способом на сертифицированных площадках. Электронный аукцион обеспечивает здоровую конкуренцию и позволяет провести закупку на выгодных ценовых условиях. Победителем аукциона становится поставщик, предоставивший наиболее выгодное ценовое предложение. Заказчик при необходимости может вносить правки в закупку и даже отменить ее. После завершения аукциона все документы по нему следует хранить не менее 3 лет.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Случаи проведения электронного аукциона. Электронные аукционы являются самым распространенным способом закупок. Посредством электронного аукциона в 2015 г. распределено наибольшее количество контрактов как исходя из суммы начальных (максимальных) цен контрактов (51,8%, или 3,506 трлн руб.), гак и исходя из количества размещенных извещений о закупках (56,6% всех извещений о закупках — это извещения о проведении электронных аукционов) [1] .

Выше назывались случаи проведения электронного аукциона. Напомним, что заказчик обязательно должен прибегать к проведению закупки посредством электронного аукциона, если закупаемая им продукция входит в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

В случае если в нарушение данной обязанности заказчик проведет закупку иным способом, на ответственное должностное лицо может быть наложен административный штраф в размере 50 тыс. руб. (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ).

При этом следует иметь в виду, что заказчик вправе провести закупку «простыми» способами (запрос котировок, запрос предложений, осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)), даже если закупаемая им продукция включена в перечень Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Например, если ценовой порог ниже установленных лимитов, которые обязывают заказчика провести закупку посредством конкурса или аукциона. Поэтому этимологически было бы правильнее назвать перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, перечнем товаров, работ, услуг, закупки которых путем проведения конкурсов не допускаются.

Критерии включения продукции в аукционный перечень установлены Законом о закупках:

  • • существует возможность сформулировать подробное и точное описание объекта закупки;
  • • критерии определения победителя такого аукциона имеют количественную и денежную оценку.

Правительство РФ руководствуется данными критериями при ведении аукционного перечня.

Следует отметить, что заказчик вправе провести закупку посредством электронного аукциона продукции, которая не включена в аукционный перечень, и заказчики этим активно пользуются. Это связано с тем, что электронный аукцион уже прочно вошел в закупочную практику, сроки его проведения меньше чем у конкурса. У заказчика при проведении электронного аукциона меньше транзакционных издержек (которые во многом ложатся на оператора электронной площадки). Заказчик не ведет прием заявок, не проводит процедуру вскрытия, ему не надо подыскивать аукциониста и т.д. Наконец, заказчик избавлен от бумажной волокиты в связи с тем, что весь документооборот полностью переведен в электронную форму.

Сроки проведения электронного аукциона. Сроки проведения электронного аукциона зависят от начальной (максимальной) цены контракта. В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает 3 млн руб., заказчик размещает извещение в В И С не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 3 млн руб., заказчик размещает извещение в ЕИС не менее чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

На прочие процедуры электронного аукциона до момента заключения контракта может понадобится от 16 до 37 дней.

Заявка на участие в электронном аукционе и ее рассмотрение. Форма, состав и порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе имеют следующие особенности по сравнению с заявками на участие в иных способах определения поставщика (подрядчика, исполнителя):

  • • заявки на участие в электронном аукционе подаются в виде двух отдельных документов (частей заявки);
  • • заказчик не вправе устанавливать требования к форме заявки (только к составу и содержанию);
  • • состав заявки на участие в электронном аукционе меньше, чем состав заявки на участие в конкурсе в связи с тем, что значительная часть необходимых документов уже представлена при прохождении аккредитации на электронной площадке, и эти документы доступны для заказчика и его аукционной комиссии из реестра участников электронного аукциона;
  • • заявки подаются исключительно в электронной форме;
  • • заявки подаются не напрямую заказчику, а через оператора электронной площадки;
  • • первая часть заявки обезличена для заказчика;
  • • заказчик получает доступ к заявкам участников постепенно (сначала к первым частям заявок, а уже после проведения аукциона — ко вторым частям заявок).

Данные особенности формы, состава и порядка подачи заявок делают возможным проведение электронного аукциона (процедуры уторговыва- ния цены на электронной площадке) на негласных условиях, при которых ни заказчику, ни участникам электронного аукциона не известна информация о лицах, принимающих участие в аукционе. Ценовые предложения при процедуре электронного аукциона делаются обезличено в соответствии с присвоенными при подаче заявок порядковыми номерами. Кроме того, аукционная комиссия, рассматривая первые части заявок, также не обладает информацией о лицах, подавших такие заявки. Такая информация доводится до сведения заказчика уже после проведения процедуры электронного аукциона для подведения его итогов.

Это сделано для того, чтобы исключить возможность сговора участников аукциона между собой, а также для повышения степени объективности членов аукционной комиссии. Когда часть юридически значимых решений принимается на условиях анонимности заявок, это уменьшает почву для злоу потреблен и й.

Напомним, что до введения в практику закупочной деятельности государственных и муниципальных заказчиков электронных аукционов, проводились так называемые очные аукционы [2] . При этом перед процедурой аукциона на сайте zakupki.gov.ru вывешивался протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, где для общего доступа раскрывалась информация о лицах, подавших заявки, а также о допущенных к аукциону лицах. В результате недобросовестные участники пользовались данной информацией для оказания давления на других участников. В частности, появились организации, которые, не намереваясь фактически заключать государственные и муниципальные контракты, подавали заявки в целях дальнейшего получения вознаграждения от других участников аукциона за их отказ от заключения контракта (или участия в процедуре аукциона). При неполучении вознаграждения такие лица технически снижали цену закупки, обеспечивали себе победу, а впоследствии срывали процесс заключения государственного или муниципального контракта или заключали контракт без намерений его исполнять.

Технология проведения электронного аукциона призвана ограничить возможности для таких недобросовестных действий. Следует отметить, что полностью недобросовестные действия не исключены. Например, практике известны случаи, когда компания, патронируемая заказчиком, обеспечивают подачу заявок тремя разными контролируемыми фирмами. При проведении электронного аукциона на негласных условиях три контролируемые фирмы делают три разных предложения о цене контракта (минимальное снижение от НМ ЦК, среднее снижение от НМ ЦК, максимальное снижение от НМ ЦК). Когда оператор электронной площадки раскрывает вторые части заявок, и заказчику становится известным, какие участники имеют возможность стать победителем аукциона (с учетом фактических допустимых оснований к признанию заявок несоответствующими требованиям), патронируемая компания выбирает, какое из ценовых предложений оставить актуальным. Используя неформальные связи друг с другом, заказчик и его протеже совместно договариваются о том, какие заявки контролируемых фирм отклонить, а какие оставить с учетом того, чтобы добиться победы одной из них по максимальной цене.

Читайте также:  Жалоба на водителя трамвая

Если в документации об аукционе заказчик в разрешенных случаях сам указал, продукция какого товарного знака (иных средств индивидуализации) должна быть поставлена по контракту, то участник электронного аукциона указывает только свое согласие на поставку такого товара.

Несмотря на то, что заявка участники электронного аукциона поделена на две части и заказчик получает к ним доступ разновременно, участник должен подать заявку оператору электронной площадки в виде двух документов одновременно. Нельзя сначала подать первую часть заявки, а йотом дослать вторую.

Первая часть заявки. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе содержит информацию, касающуюся технического описания предлагаемой к поставке участников электронного аукциона продукции. В данной части заявки содержится следующая информация.

Если осуществляется закупка товаров, то участник электронного аукциона указывает:

  • • информацию о конкретных показателях предлагаемой к поставке продукции, которые должны соответствовать значениям, установленным документацией об аукционе;
  • • товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара предлагаемой к поставке продукции [3] .

Если осуществляется закупка работ или услуг в первой части заявки указывается:

  • • согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги;
  • • при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар (и к такому товару заказчиком установлены требования), то дополнительно указывается предусмотренная выше информация в отношении описания товаров.

Следует иметь в виду, что в отличие от проведения конкурса, заказчик при проведении электронного аукциона не вправе устанавливать требования к формам заявки. То есть в документации об аукционе нельзя предусматривать никакие обязательные формы, по которым должна заполняться заявка (в том числе в части описания объекта закупки в соответствии с приведенными выше правилами). Это значительно осложняет задачу заказчика, так как ему требуется в словесном описании установить, как должно выглядеть техническое предложение участника, так чтобы аукционная комиссия впоследствии могла рассмотреть представленное участником описание объекта закупки на предмет его соответствия требованиям технического задания документации об аукционе.

Некоторые заказчики устанавливают рекомендуемые для заполнения участниками электронного аукциона формы. Это не запрещено, но и не гарантирует, что все участники воспользуются такими формами. Поэтому важно описать требования к составу и содержанию заявки в таких формулировках, которые не выходят за рамки дозволенного, но и в то же время позволяют аукционной комиссии провести рассмотрение заявок, а заказчику получить в результате аукциона ту продукцию, на которую он рассчитывает.

Впоследствии при рассмотрении первых частей заявок аукционной комиссией участники электронного аукциона могут быть не допущены к проведению электронного аукциона только но трем основаниям:

  • 1) в заявках не представлена информация об объекте закупки, которую требовалось представить в соответствии с требованиями документации об аукционе;
  • 2) представлена недостоверная информация о предлагаемой к поставке продукции;
  • 3) представленная в первой части заявки информация о предлагаемой к поставке продукции не соответствует требованиям технического задания документации об аукционе.

Вторая часть заявки. Если первая часть заявки касается исключительно объекта закупки, и она подается обезличено, то вторая часть заявки уже касается лица, которое подало заявку.

Вторая часть заявки должна содержать следующую информацию, предусмотренную ст. 66 Закона о закупках:

  • 1) анкетные данные участника электронного аукциона;
  • 2) документы или их копии, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (копии лицензий, допусков СРО);
  • 3) документы или их копии, подтверждающие соответствие участника такого аукциона дополнительным требованиям квалификационного характера, установленным Правительством РФ (при их наличии);
  • 4) декларация о соответствии участника такого аукциона единым требованиям;
  • 5) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром. Следует отметить, что такие документы можно требовать представить в составе заявки исключительно в редких случаях;
  • 6) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
  • 7) документы, подтверждающие то, что участник закупки является учреждением или предприятием уголовно-исполнительной системы или организацией инвалидов, если участник закупки претендует на получение преимуществ в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о закупках;
  • 8) декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае проведения закупки среди таких лиц;
  • 9) сертификат формы СТ-1 о стране происхождения товаров, если по отношению к закупаемым товарам установлены ограничения в соответствии со ст. 14 Закона о закупках.

Вторые части заявок рассматриваются аукционной комиссией уже после проведения процедуры электронного аукциона. То есть участник электронного аукциона, предложивший лучшую цену контракта, может и не стать победителем аукциона, если по итогам рассмотрения вторых частей заявок его заявка будет признана несоответствующей установленным требованиям.

Для подведения итогов электронного аукциона помимо вторых частей заявок участников аукционная комиссия также рассматривает в отношении таких участников их документы, содержащиеся в реестре участников электронного аукциона, аккредитованных на электронной площадке.

По результатам рассмотрения аукционная комиссия признает заявку на участие в электронном аукционе не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, если:

  • • не представлены документы из реестра участников электронного аукциона в отношении поданной заявки, или такие документы не соответствуют установленным требованиям, или в них содержится недостоверная информация об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе;
  • • в составе второй части заявки не представлены необходимые документы и сведения, или такие документы не соответствуют установленным требованиям, или в них содержится недостоверная информация об участнике аукциона;
  • • участник электронного аукциона не соответствует единым или дополнительным требованиям, указанным в документации об аукционе.

Аукционная комиссия при подведении итогов электронного аукциона не обязательно рассматривает все заявки на участие в электронном аукционе. Рассмотрение заявок начинается с заявки участника, который при проведении аукциона предложил лучшую цену, и далее по возрастанию до тех пор, пока не будет выявлено пять участников электронного аукциона, заявки которых соответствуют установленным требованиям. Если остались иные заявки, они не подлежат рассмотрению. В отношении тех заявок, которые были рассмотрены, в протоколе подведения итогов электронного аукциона указывается решение о соответствии или несоответствии установленным требованиям и основания принятия такого решения.

Ссылка на основную публикацию
Задержание коап рф с комментариями
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для...
Жилищный кодекс перевод жилого помещения в нежилое
Полный текст ст. 23 ЖК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье...
Жилищный кодекс рф 2018 капитальный ремонт
Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда ГАРАНТ: См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к...
Задержка аванса что делать
22.05.2018 Если ни заработанных денег, ни процентов так и не заплатили, остается три пути для защиты своих прав: Суд. Государственная...
Adblock detector