Закон об отказе в медицинской помощи 2018

Закон об отказе в медицинской помощи 2018

1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской организации не допускаются.

2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

3. За нарушение предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

14) статью 11 Федерального закона от 10 января 2003 года N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 167); Открыть статью

Заплатить налоги необходимо до 2 декабря. Если у вас есть вопросы о порядке уплаты или расчете налогов, присылайте их на editor@garant.ru. Ответы на самые популярные из них мы опубликуем на портале ГАРАНТ.РУ.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа, разработана совместно с ЗАО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Решение Верховного Суда РФ от 1 марта 2018 г. N АКПИ17-1185 Об отказе в признании недействующими пунктов 4 и 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утв. приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. N 919н

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.

при секретаре Стратиенко В.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр интегративной медицины — ИнАлМед" о признании частично недействующими пунктов 4 и 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 919н, установил:

приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 919н (далее — Приказ) утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" (далее — Порядок). Нормативный правовой акт 29 декабря 2012 г. зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее — Минюст России), N 26512, и 11 апреля 2013 г. опубликован в "Российской газете".

Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" может оказываться в следующих условиях: вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой медицинской помощи, а также в транспортных средствах при медицинской эвакуации); амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Согласно пункту 9 Порядка первичная специализированная медико-санитарная помощь и специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" оказывается в медицинских организациях или ее структурных подразделениях: в группе анестезиологии-реанимации для взрослого населения; в отделении анестезиологии-реанимации для взрослого населения; в отделении анестезиологии-реанимации с палатами реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения; в отделении реанимации и интенсивной терапии для взрослого населения; в центре анестезиологии-реанимации для взрослого населения.

Общество с ограниченной ответственностью "Центр интегративной медицины — ИнАлМед" (далее — Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующими пункта 4 Порядка в той части, в которой он не предусматривает оказание амбулаторной помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" на дому при вызове медицинского работника, и пункта 9 Порядка в той мере, в какой он не допускает оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" вне места осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности, а устанавливает оказание такой помощи исключительно в медицинских организациях или ее структурных подразделениях, ссылаясь на то, что они противоречат статьям 32 и 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 323-ФЗ), согласно которым медико-санитарная помощь может оказываться в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника, и нарушают право административного истца, получившего в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лицензию на медицинскую деятельность при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи по профилю "анестезиология и реаниматология", на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, разрешенной законом, не позволяют оказывать пациентам медицинские услуги по профилю "анестезиология и реаниматология" в амбулаторных условиях, возлагая на него дополнительные обязанности по созданию структурных подразделений медицинской организации.

Читайте также:  Как заключить договор купли продажи земельного участка

В судебном заседании представители административного истца Лоухина Ю.А., адвокат Садиков Т.К. и Генеральный директор Общества Леонченко В.В. поддержали заявленное требование, просили его удовлетворить.

Министерство здравоохранения Российской Федерации (далее — Минздрав России) и Минюст России в письменных возражениях указали, что оспариваемый нормативный правовой акт издан уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в пределах предоставленной законодательством Российской Федерации компетенции, оспариваемые положения Порядка не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представитель Минздрава России Андре А.А. и представитель Минюста России Симочкина Н.И. просили отказать в удовлетворении административного иска.

Выслушав объяснения сторон, проверив соответствие нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении административного искового заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

Правовые основы регулирования отношений, возникающих в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, определены Федеральным законом N 323-ФЗ, в соответствии с которым медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 1, части 1 и 2 статьи 37).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, включая вопросы медицинской помощи, согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, является Минздрав России, наделенный полномочиями на принятие во исполнение и на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации порядка оказания медицинской помощи (подпункт 5.2.17 пункта 5).

Во исполнение предоставленных полномочий, а также с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования Минздрав России утвердил Порядок.

Под медицинской помощью Федеральный закон N 323-ФЗ понимает комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2).

Статья 32 поименованного федерального закона закрепляет, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам оказания такой помощи (первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, паллиативная медицинская помощь; по условиям оказания такой помощи (вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации), амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника, в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение); по форме оказания такой помощи (экстренная, неотложная, плановая) (части 1-4).

Частью 5 данной статьи предусмотрено, что положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

По смыслу статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ, первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи и включает следующие виды: первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; первичную врачебную медико-санитарную помощь, оказываемую врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами); первичную специализированную медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь (части 3-5).

Читайте также:  Анализ сделок должника в конкурсном производстве

Указанные виды первичной медико-санитарной помощи приводятся в пункте 10 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 г. N 543н (далее — Положение) в соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ, а также в пункте 7 Порядка.

В силу взаимосвязанных положений пунктов 2 и 3 части 3 статьи 32 и части 6 статьи 33 указанного федерального закона первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника) и в условиях дневного стационара (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

Из буквального толкования приведенных норм не следует, что первичная медико-санитарная помощь любого вида в обязательном порядке должна оказываться как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара. Иное их толкование означало бы отсутствие необходимости разделения первичной медико-санитарной помощи на самостоятельные виды, в отношении которых действуют специальные правовые нормы, что противоречит положениям статьи 33 Федерального закона N 323-ФЗ.

Определив основные виды, условия и формы медицинской помощи, законодатель установил, что оказание медицинской помощи по отдельным ее видам, профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) организуется и осуществляется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включают в себя: этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи (части 1-3 статьи 37).

Из пункта 1 Порядка следует, что им регулируются вопросы оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" в медицинских организациях. Порядок содержит в себе положения, устанавливающие правила организации деятельности медицинской организации, ее структурных подразделений (групп, отделений, центров), стандарты их оснащения, рекомендуемые штатные нормативы.

Пункт 4 Порядка определяет условия оказания медицинской помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" и не устанавливает запрет на оказание первичной медико-санитарной помощи по данному профилю на дому при вызове медицинского работника, так как предусматривает в абзаце третьем оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях.

Данный нормативный правовой акт регулирует вопросы оказания первичной, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология" в медицинской организации, а потому не выделяет в пункте 4 оказание медицинской помощи в амбулаторных условиях на дому при вызове медицинского работника.

В связи с этим довод административного истца о несоответствии пункта 4 Порядка в той части, в которой он не предусматривает оказание амбулаторной помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" на дому при вызове медицинского работника, пункту 2 части 3 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ является несостоятельным.

Правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, и в том числе в амбулаторных условиях, установлены Положением.

Пункт 16 части 1 стать 16 Федерального закона N 323-ФЗ допускает установление органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья случаев и порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи медицинскими работниками медицинских организаций вне таких медицинских организаций, а также в иных медицинских организациях.

Исходя из положений статей 32-36 Федерального закона N 323-ФЗ вне медицинской организации может оказываться только скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, а правила оказания такой помощи, правила организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи, правила организации деятельности станции скорой медицинской помощи и организация деятельности ее структурного подразделения определены Порядком оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 20 июня 2013 г. N 388н.

Читайте также:  В уставе не прописан срок полномочий директора

Федеральный закон N 323-ФЗ, закрепляя положения о том, что первичная, в том числе первичная специализированная, медико-санитарная помощь может быть оказана в амбулаторных условиях, в том числе на дому при вызове медицинского работника, не предусматривает оказание данного вида медицинской помощи в условиях вне медицинской организации.

Соответственно, утверждение административного истца о том, что пункт 9 Порядка ограничивает его права на оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи по профилю "анестезиология и реаниматология" вне места осуществления медицинской организацией лицензируемого вида деятельности, основано на неправильном толковании норм материального права.

По смыслу регулируемых Порядком вопросов, содержащийся в нем пункт 9 устанавливает лишь структурные подразделения медицинской организации, в которых может быть оказана первичная специализированная медико-санитарная помощь и специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь по профилю "анестезиология и реаниматология" при условии, что такая помощь оказывается в медицинской организации, какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца не нарушает и не возлагает на него какие-либо обязанности, не предусмотренные федеральным законодательством.

Пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации закреплено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

в удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "Центр интегративной медицины — ИнАлМед" о признании частично недействующими пунктов 4 и 9 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 г. N 919н, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда Российской Федерации А.М. Назарова

Обзор документа

ВС РФ счел законными оспариваемые положения Порядка оказания медпомощи взрослому населению по профилю "анестезиология и реаниматология".

Данные нормы закрепляют в т. ч. условия, при которых может оказываться такая помощь.

При этом ВС РФ отклонил доводы о том, что данные положения незаконно не позволяют оказывать первичную специализированную медико-санитарную помощь по указанному профилю вне места осуществления медорганизацией лицензируемого вида деятельности, а также предполагают оказание такой помощи исключительно в медорганизациях или ее структурных подразделениях.

Как пояснил суд, из толкования Закона об основах охраны здоровья граждан не следует, что первичная медико-санитарная помощь любого вида обязательно должна оказываться как в амбулаторных условиях, так и в дневном стационаре.

Иное означало бы отсутствие необходимости разделять первичную медико-санитарную помощь на самостоятельные виды (в отношении которых действуют спецнормы), что противоречит законодательству.

Упомянутый Порядок регулирует вопросы оказания первичной, в т. ч. указанной специализированной медико-санитарной помощи в медорганизации, а потому в его оспариваемых нормах не выделено ее оказание в амбулаторных условиях на дому при вызове медработника.

Закон, закрепляя правило о том, что первичная помощь, включая специализированную, медико-санитарную, оказывается в амбулаторных условиях, в т. ч. на дому при вызове медработника, не предусматривает ее осуществления в условиях вне медорганизации.

Статья 33. Отказ от медицинского вмешательства

Гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 настоящих Основ.

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей лица, не достигшего возраста 15 лет, либо законных представителей лица, признанного в установленном законном порядке недееспособным, от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни указанных лиц, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Ссылка на основную публикацию
Закон об образовании оценка знаний учащихся
Зачастую источником школьных конфликтов «учитель- родитель» являются отметки, которые выставляет учитель школьнику за устные ответы и письменные работы, за четверть,...
Задержание коап рф с комментариями
1. Административное задержание, то есть кратковременное ограничение свободы физического лица, может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для...
Задержка аванса что делать
22.05.2018 Если ни заработанных денег, ни процентов так и не заплатили, остается три пути для защиты своих прав: Суд. Государственная...
Закон об отказе в медицинской помощи 2018
1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и взимание платы...
Adblock detector