Журналистский запрос срок ответа

Журналистский запрос срок ответа

1. Средство массовой информации вправе обращаться к обладателю информации с запросами о предоставлении информации, не входящей в официальное сообщение.

Журналист средства массовой информации при обращении к обладателю информации с устным запросом по телефону обязан представиться и сообщить об аудиозаписи разговора в случае ее ведения.

Запросы средств массовой информации о предоставлении информации, поданные письменно и (или) в виде электронного документа, направляются за подписью и (или) удостоверяются электронной цифровой подписью главного редактора (редактора), уполномоченного лица или аккредитованного журналиста.

Ответ на запрос представляется в течение семи рабочих дней со дня его поступления в форме и на языке поступившего запроса, если иное не указано в самом запросе.

В случаях, когда запрашиваемая информация входит в компетенцию нескольких обладателей информации и при ответе на письменный запрос требуется получение информации от иных обладателей информации, срок рассмотрения может быть однократно продлен руководителем обладателя информации не более чем на пятнадцать календарных дней, о чем средству массовой информации сообщается в течение двух рабочих дней с момента продления срока рассмотрения.

2. В предоставлении информации по запросу отказывается:

1) если содержание запроса не входит в компетенцию обладателя информации, которому был адресован запрос;

2) если запрос не соответствует требованиям настоящего Закона;

3) если запрашиваемая информация относится к информации с ограниченным доступом;

4) до принятия решения по результатам проверок, проводимых в рамках государственного контроля и надзора;

5) до принятия окончательного решения, вырабатываемого на основе межведомственной и внутриведомственной переписки или совещаний в государственных органах;

6) до принятия взаимного соглашения об условиях раскрытия документов, поступивших от иностранных государств или международных организаций.

3. За непредставление или несвоевременное представление ответа на запрос средств массовой информации должностные лица государственных органов несут ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

4. Отказ в предоставлении запрашиваемой информации может быть обжалован представителем средства массовой информации в порядке подчиненности либо в суд в порядке, предусмотренном законами Республики Казахстан для обжалования неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц, ущемляющих права граждан.

Сноска. Глава 4 дополнена статьей 18-1 в соответствии с Законом РК от 28.12.2017 № 128-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Право отправить редакционный запрос есть у редакции СМИ. Инициировать его, написать вопросы, оформить запрос на типовом бланке может сам журналист, но оформлен он должен быть от имени редакции. Подпись под документом должен поставить главный редактор или уполномоченный им человек. Иногда журналисты все же отправляют запросы от своего имени. Если получатель запроса обратит на это внимание, то он может отказать в ответе по формальному основанию — запрос оформлен неправильно, не от лица редакции. Получатель может попросить подтверждение, что вы действовали с ведома редактора или по его указанию.

Редакция может отправить запрос в государственные органы власти, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения и их должностным лицам. Обратите внимание, что запрашивать информацию можно и в коммерческих компаниях.

Блогеры, фрилансеры, активисты не могут запрашивать информацию от своего имени в таком же порядке, как и журналисты. Им следует руководствоваться правилами запроса информации, установленными для граждан. Или же можно обратиться к «дружественным» СМИ с просьбой направить запрос от их имени.

Читайте также:  Долговая расписка заверенная нотариусом имеет юридическую силу

Запросить информацию можно как устно, так и письменно.

Вопросы во время пресс-конференций, интервью и телефонных звонков приравниваются к устному запросу. Должностное лицо может попросить журналиста представиться и предъявить редакционное удостоверение. Если у вас его нет, то это дает отвечающему право ничего не говорить.

Вопрос во время телефонной беседы также приравнивается к устному запросу. Ваш собеседник может решить, отвечать вам или нет. Во время телефонной беседы он не может проверить ваше редакционное удостоверение, поэтому возможны два варианты развития событий:

  • вам поверят на слово, что вы журналист и работаете в СМИ;
  • вам не будут отвечать на вопросы.

К сожалению, на практике очень часто журналистам отказывают в предоставлении информации по телефону. Поэтому либо вы зафиксируете отказ и будете его обжаловать, либо вам придется продублировать свой запрос письменно.

Письменный запрос необходимо оформить на бланке редакции. В нем должна быть указана важная информация:

  • адрес, индекс, телефон, электронная почта редакции. При желании можно указать номер свидетельства о регистрации;
  • кому адресован запрос (точное указание должности и фамилия адресата или точное название ведомства или организации), от кого направлен запрос (указать главного редактора СМИ или уполномоченного им человека);
  • дата, подпись автора запроса (главный редактор) и печать редакции.

Сформулируйте вопросы как можно точнее. Лучше, если они начинаются с конкретных слов: когда, кто, где, сколько. Можно попросить подтвердить или опровергнуть изложенный факт. Если в запросе вы попросите адресата высказать свое мнение по какому-то вопросу, то он может не ответить на этот вопрос (по закону вы имеете право запрашивать информацию, высказывать мнение о проблеме — это не обязанность адресата запроса).

Обосновывать необходимость получения информации не требуется: не надо пояснять, что вы готовите расследование или статью.

Если вы укажете нормы закона, на которые вы опираетесь, это увеличит шанс того, что к вашему запросу отнесутся более внимательно.

В конце запроса можно указать, что вы ожидаете ответа на запрос в положенный законом срок. Это семь дней с момента регистрации запроса в органе власти или организации.

Отправить запрос можно любым способом:

  • по почте (лучше с уведомлением);
  • по электронной почте (в этом случае надо хранить отправленное письмо и использовать функцию «подтвердить получение»). После отправки желательно позвонить адресату запроса, подтвердить его получение и узнать входящий номер документа, который ему присвоят в организации. Лучше отправлять вложением скан запроса, изготовленный на бланке с подписью редактора, а не писать запрос просто в теле электронного письма, на такой запрос могут отказать;
  • по факсу (распечатать справку об отправке на своем факсовом аппарате);
  • отнести лично (в этом случае запрос подготавливается в двух экземплярах: один сдается в канцелярию, а на другом секретарь или другой принимающий специалист ставит отметку с указанием даты получения, подписи и ФИО того, кто запрос принял).

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст
Читайте также:  Если мешают соседи сверху куда обращаться

Комментарий к ст. 39 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья конкретизирует право редакций на запрос информации у государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц. Данное право содержится во многих международных актах. Так, например, Рекомендация Совета Европы R (81) 19 от 25 ноября 1981 г. "О доступе к информации, находящейся в ведении государственных ведомств" указывает, что все государства — члены Совета должны обеспечивать право на получение по запросу информации, находящейся в ведении государственных органов (за исключением законодательных и судебных органов).

По мнению Пленума Верховного Суда РФ, выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, например, нормами ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона, п. "б" ст. 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона "О военном положении" (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").

Таким образом, запрос информации является одним из основных законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Редакция не обязана обосновывать необходимость получения информации (кроме информации с ограниченным доступом). Из смысла ст. 40 комментируемого Закона вытекает, что ответ на запрос должен быть предоставлен редакции в семидневный срок. Если в указанный срок не были предоставлены ответ или уведомление об отсрочке в предоставлении информации, это равносильно отказу и может быть обжаловано в суд.

Сам запрос может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Однако, учитывая возможность немотивированного отказа в предоставлении информации, необходимо рекомендовать именно письменную форму запроса, а в случае отказа в предоставлении информации — получение на запросе соответствующей записи с мотивировкой отказа. В таком случае редакция будет иметь на руках доказательства, необходимые для обжалования неправомерного отказа. Как правило, письменный запрос составляется на официальном бланке редакции и заверяется печатью. Однако такое оформление является сложившейся практикой, а не обязательной для исполнения, исходящей от государства нормой закона. Комментируемая статья также определяет конкретных должностных лиц, в компетенцию которых входит предоставление испрашиваемой информации.

2. Отдельные ведомственные нормативные акты регламентируют вопрос предоставления информации по вопросам деятельности отдельных министерств и ведомств. Так, Приказом Минфина РФ от 7 ноября 2005 г. N 133н "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации" был утвержден Порядок предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Министерства финансов РФ. Согласно данному нормативному акту позицию министерства по вопросам его деятельности имеют право доводить до сведения средств массовой информации министр, заместители министра, помощник (пресс-секретарь) министра (далее — пресс-секретарь министра), начальник и заместители начальника отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации департамента управления делами и контроля (далее — пресс-служба министерства), сотрудники пресс-службы по поручению руководства пресс-службы, а также директора департаментов и их заместители по согласованию с министром, заместителями министра, пресс-секретарем министра или начальником пресс-службы министерства. Запросы представителей средств массовой информации поступают в пресс-службу министерства, откуда после регистрации передаются в соответствующий департамент министерства. Соответствующий департамент министерства представляет запрашиваемую информацию в пресс-службу министерства в срок не позднее 3-х дней. Справочная информация предоставляется средствам массовой информации только пресс-службой министерства по согласованию с руководством соответствующего департамента министерства.

Читайте также:  Заявление в сбербанк о возврате денежных средств

3. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N С1-7/С1-392 "О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации" было указано, что становление и упрочнение судебной власти в государстве во многом зависит от состояния общественного мнения по данному вопросу. Средства массовой информации, выполняя информационную функцию, являются одновременно и каналом выражения общественного мнения, и способом его формирования. Отмечая в этой связи важность и необходимость укрепления деловых связей со средствами массовой информации в целях объективного, профессионального и юридически грамотного освещения ими деятельности арбитражных судов, предлагалось: арбитражным судам Российской Федерации повсеместно налаживать и укреплять постоянные деловые контакты со средствами массовой информации и конкретно с журналистами, специализирующимися в своих выступлениях на экономико-правовой тематике, в том числе на освещении экономических споров в арбитражных судах.

Было указано на необходимость в каждом арбитражном суде Российской Федерации:

— с учетом имеющихся возможностей возложить на одного или нескольких специалистов обязанность по непосредственному постоянному сотрудничеству со СМИ;

— обеспечить возможность ознакомления журналистов со временем проведения судебных заседаний по конкретным спорам, представляющим интерес для СМИ;

— предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале, вести записи по ходу судебного процесса. При этом следует иметь в виду, что фото-, кино- и видеосъемка в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе продлить ранее определенное время съемок или разрешить их проведение непосредственно в ходе заседания. В то же время съемка не должна влиять на объективное ведение заседания и свободу волеизъявления участвующих в деле лиц;

— выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководства редакции или агентства, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, участвовавших в деле, и при наличии ходатайства руководства редакции или агентства журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренного в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат;

— ввести в практику работы суда систематическое отслеживание и анализ публикаций в печати, а также материалов передач телерадиовещания о деятельности арбитражных судов. Реагировать на случаи необъективного или недобросовестного освещения деятельности арбитражного суда в СМИ путем публикации в печати соответствующих материалов или подготовки передачи телерадиовещания. При необходимости пользоваться правами на опровержение и на ответ, предусмотренными статьями 43 и 46 Закона РФ "О средствах массовой информации".

4. К сожалению, комментируемая статья не предусматривает права индивидуального журналистского запроса с обязательностью его исполнения. Более корректный подход к формулировке данной статьи был предложен в проекте Индустриального комитета. Так, согласно ст. 9 проекта право запроса предоставлялось владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции (главному редактору), журналисту.

5. В статье также предусмотрен минимально возможный список должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений. Однако список перечисленных в статье должностных лиц не является исчерпывающим.

Ссылка на основную публикацию
Жилищный кодекс перевод жилого помещения в нежилое
Полный текст ст. 23 ЖК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье...
Если сокращают что должны выплатить
Меня как юриста, занимающегося трудовыми вопросами, всегда изумляло, насколько наши люди не интересуются своим будущим и защитой своих прав. Многие...
Если сотрудник не использовал ежегодный оплачиваемый отпуск
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ рассмотрели вопрос о том, сгорают ли ежегодные оплачиваемые отпуска и чем грозит компании непредоставление работнику...
Жилищный кодекс рф 2018 капитальный ремонт
Статья 170. Фонд капитального ремонта и способы формирования данного фонда ГАРАНТ: См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к...
Adblock detector