Зона минимально допустимых расстояний газопровода

Зона минимально допустимых расстояний газопровода

Расстояние от газопровода до зданий и сооружений – относительная величина, определенная законодательными документами, предусмотренными для инженерного проекта, ориентированного на специфическую функцию перемещения драгоценного газового топлива. Нормативные указания и лимитированные параметры разрабатывались и усовершенствовались неоднократно. Минимальные расстояния не относятся к раз и навсегда определенной цифре, которой можно было бы обозначить обеспечение требуемой безопасности. Расстояние от газопровода до здания определяется видом инженерного сооружения, давлением в магистрали, типом прокладки газовой трубы.

Виды газопроводов

Углеводородные газы в мировом сообществе признаются более перспективным видом сырья, чем нефть, и намного более продуктивным, чем уголь. Для транспортировки СУГ – сжиженных углеводородных газов – требуются особые условия, как и для хранения. Иногда их называют, в зависимости от происхождения, СНГ (нефтяные) или СПГ (природные). На сегодняшний день подразумевается, что все три аббревиатуры обозначают то же, что и СУГ, но у этих смесей иногда значительная разница в составляющих, и это заставляет предполагать необходимость разработки отдельных стандартов для СПГ.

Из-за потенциальной взрывоопасности к прокладке сетей предъявляются особые правила. Существуют:

  • специальный СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы» (переработанная и дополненная редакция СНиП 42-01-2002);
  • вспомогательная таблица (В.1*), в которой указаны минимальные расстояния, вытекающие из свода правил;
  • ФНиП «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы» (ПБ были утверждены Приказом от 21.11.2013 № 558);
  • недавно принятый ГОСТ 9.602-2016 «Единая система защиты от коррозии и старения. Сооружения подземные», имеющий отношение к защите газораспределительных систем.

Расстояние от жилых и общественных зданий до газопровода можно найти в «Правилах охраны газораспределительных сетей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878. Основные требования к любым трубопроводам – надежность и безопасность в эксплуатации.

Они предъявляются к любым видам труб, резервуарам для хранения, а также к системе для наполнения.

Многое зависит от способности всего комплекса обеспечивать правила промышленной безопасности на любом этапе, а также возможности отключения отдельных участков для производства работ по ремонту и сохранности.

Магистральные газопроводы

Устанавливают для перемещения сырья на значительные расстояния. Относятся к числу опасных сооружений, потому что через них идет газ под высоким давлением. Первая категория предполагает до 10 МПа, вторая – до 2,5 МПа. Для поддержания высокого давления по пути транспортировки необходимы газокомпрессорные станции. Газораспределительные станции снижают давление для подачи на ГРП, откуда топливо доставляется непосредственно потребителю.

Распределительные сети

Распределительные газопроводы прокладываются от ГЗРС к потребителю с соблюдением необходимых правил безопасности. Это означает, что в них поддерживается параметр низкого, высокого или среднего давления газа. Допустимое расстояние от газопровода до фундамента здания (сооружения) регламентируется с учетом требований свода правил.

Необходимость соблюдать определенную дистанцию продиктована количеством выходов, одноступенчатостью или многоступенчатостью, давлением газа на выходе (низкого, среднего – от 5 КПа до 0,3 МПа, высокого – от 0,3 до 1,2 МПа).

На фото изображена газовая труба.

Классификация по типу прокладки

Транспортировка газов осуществляется по разным типам прокладки газопроводов, от этого может зависеть и материал изготовления труб, и необходимость в строительстве опор газопровода, и расстояние до разных объектов:

  1. Подземные газопроводы сооружаются из полиэтилена или стали, превалирует первый тип материала, обладающий устойчивостью к коррозии и отсутствием необходимости в защитных мероприятиях.
  2. Для надземных газопроводов используются стальные трубы, инженерные сети проектируются с учетом необходимых опор, газокомпрессорных станций, необходимости перманентного ремонта.
  3. Строительство наземных магистралей обходится дешевле, чем первые два, но тоже требует дорогостоящего технического обеспечения для соблюдения правил безопасности с учетом обеспечения сохранности от повреждений, которые могут представлять человеческие или природные факторы.
  4. Подводные тоже не дешевы – прилично обходится забота о безопасности производства работ, специфических навыков требует проектирование с учетом сейсмической обстановки и удаленности от транспортных путей.

В любом случае прокладка газопровода осуществляется согласно действующему законодательству Российской Федерации и нормативному расстоянию от зданий и сооружений до газопровода. Оборудование должно отвечать не только правилам техники безопасности, но и учитывать границы зон определенной протяженности, природоохранные мероприятия, землепользования – и все это зависит от категорий.

«Правила охраны газораспределительных сетей» определяют специальное зонирование и нормативные расстояния, на которые разрешается приближение к разнообразным сооружениям. Нормы установки АГЗС присутствуют в СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СП 42.13330.2011.

В этом же документе можно найти удаленность от дороги, зданий самого вариабельного толка, предприятий и коммуникаций различного назначения.

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,

КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

от 24 мая 2017 г. N 09-06500-ГЕ/17

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии направляет для сведения и учета в работе копии писем Департамента недвижимости Минэкономразвития России от 11.05.2017 N Д23и-2827 и Минэнерго России от 22.05.2017 N КМ-5452/05 по вопросу о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения.

Также ФГБУ "ФКП Росреестра" поручается представить в Росреестр до 16.06.2017 (в том числе на адрес электронной почты Polyakova_TV@rosreestr.ru) данные о количестве внесенных в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения, о документах, на основании которых они были внесены в ЕГРН, органах (организациях), их представивших.

Читайте также:  Возврат денег за медицинские услуги через налоговую

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 мая 2017 г. N Д23и-2827

О МИНИМАЛЬНЫХ РАССТОЯНИЯХ ДО ОБЪЕКТОВ СИСТЕМЫ ГАЗОСНАБЖЕНИЯ

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее — Департамент недвижимости) относительно отнесения зон минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения к охранным зонам, а также о внесении в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения, сообщает.

Действующим законодательством не раскрывается содержание понятий "охранные зоны" и "минимальные расстояния до объектов".

В то же время, исходя из положений пункта 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ), охранные зоны являются разновидностью зон с особыми условиями использования территорий, которыми устанавливаются ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности. Те или иные обязательные требования к установлению охранных зон определяются законодательством в зависимости от вида, категории и иных характеристик объектов, для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования которых требуется установление таких зон. При этом вне зависимости от правил определения и установления охранных зон, сведения обо всех установленных охранных зонах подлежат внесению в ЕГРН (статья 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В настоящее время правовые и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее — Закон N 69-ФЗ), который предусматривает обязательность установления охранных зон объектов системы газоснабжения, а также основания определения их границ. Так, в соответствии с пунктом 6 статьи 90 ЗК РФ, статьей 28 Закона N 69-ФЗ границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. В частности, в отношении целого ряда магистральных трубопроводов, в том числе транспортирующих газ, требования к установлению их охранных зон определяются Правилами охраны магистральных трубопроводов, утвержденными Минтопэнерго России 29 апреля 1992 г., постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9.

Одновременно Законом N 69-ФЗ установлен запрет на строительство зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, в отношении которых установлены охранные зоны, в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, за нарушение которого предусмотрены меры по сносу таких возводимых объектов (статьи 28, 32 Закона N 69-ФЗ).

При этом ни Законом N 69-ФЗ, ни ЗК РФ не определены ни порядок подготовки и принятия решений об установлении минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения, ни основания определения их пределов.

В свою очередь, расстояния от оси подземных и наземных трубопроводов, предназначенных в том числе для транспортирования газа, до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений, в зависимости от класса и диаметра таких трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности определяются строительными правилами, в том числе "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденные приказом Госстроя от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС.

Принимая во внимание имеющиеся различия в правовом регулировании рассматриваемых понятий, Департамент недвижимости отмечает, что действующим законодательством вопрос соотношения и содержания охранных зон объектов системы газоснабжения и зон минимальных допустимых расстояний объектов системы газоснабжения от иных зданий, сооружений не решен. В этой связи оснований для признания минимально допустимых расстояний частью охранных зон объектов системы газоснабжения, а также внесения в ЕГРН сведений о минимальных расстояниях до объектов системы газоснабжения в порядке, предусмотренном для охранных зон, в настоящее время не имеется.

Вместе с тем обозначенные вопросы решаются в проекте постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил охраны магистральных газопроводов", который в настоящее время находится на доработке в Аппарате Правительства Российской Федерации.

МИНИСТЕРСТВО ЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 22 мая 2017 г. N КМ-5452/05

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

В соответствии с письмом Росреестра от 06.04.2017 N 09-04369-ГЕ/17 по вопросу правомерности отнесения минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения к охранным зонам магистральных газопроводов Минэнерго России в части своей компетенции сообщает.

В соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее — Федеральный закон N 69-ФЗ) охранная зона объектов системы газоснабжения — территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Читайте также:  Апелляционная жалоба по взысканию задолженности по кредиту

В соответствии со статьей 28 Федерального закона N 69-ФЗ и пункта 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

В целях защиты объектов, зданий и сооружений, не входящих в состав магистрального газопровода, и минимизации ущерба третьих лиц от возможных аварий на магистральных газопроводах при проектировании, строительстве, реконструкции зданий и сооружений, не относящихся к магистральным газопроводам должны соблюдаться минимальные расстояния, установленные документами в области стандартизации, устанавливающие минимально допустимую удаленность объектов магистрального газопровода от этих зданий, строений и сооружений и обеспечивающие минимально необходимый уровень их защиты вследствие эксплуатации объектов магистрального газопровода. Расстояния по сути своей не являются территориями.

Учитывая изложенное Минэнерго России полагает необоснованно отнесение минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения к охранным зонам магистральных газопроводов.

При этом, по мнению Минэнерго России, в целях защиты прав и законных интересов граждан, а также их информирования необходимо в Едином государственном реестре недвижимости, помимо охранных зон, отражать минимальные расстояния до объектов системы газоснабжения.

Строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу.

Газовая компания обратилась в суд с иском к Г., обществу (застройщик) об устранении нарушений прав путем возложения обязанности за свой счет снести строения, расположенные на земельном участке вблизи магистрального газопровода.

Решением суда исковые требования удовлетворены, Г. обязан снести за свой счет спорное строение, расположенное в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода. В удовлетворении исковых требований к застройщику отказано.

Апелляционным определением решение суда первой инстанции в части возложения на Г. обязанности по сносу строения и взыскания государственной пошлины отменено с принятием в отмененной части нового решения об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила указанное апелляционное определение и направила дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.

Судом установлено, что по территории муниципального района проходит магистральный газопровод диаметром 325 мм, рабочее давление – 55 кгс/см. Строительство магистрального газопровода осуществлено в 1965 году.

Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы фактическое расстояние от оси магистрального газопровода до границы земельного участка и жилого дома Г. составляет соответственно 85,07 м и 98,07 м.

Истец предупреждал застройщика о том, что строительство не согласовано с истцом, в результате чего заложенная в проекте застраиваемая зона оказалась в пределах минимальных безопасных расстояний магистрального газопровода, в связи с чем застройщику было предложено переработать проект застройки и согласовать его с представителями газовой компании, а также прекратить любые строительные работы до устранения выявленных нарушений.

Исполнительный комитет муниципального района был поставлен в известность, что на территории района расположены магистральные газопроводы высокого давления с указанием фактического местоположения трубопроводов с целью предотвращения нарушений охранной зоны (25 м от оси газопровода в обе стороны) и зоны минимально безопасных расстояний (от 100 до 150 м от оси газопровода в обе стороны) при строительстве зданий, сооружений, различных коммуникаций.

Тем не менее исполнительным комитетом застройщику было выдано разрешение на строительство коттеджного поселка, а также разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что объекты ответчика расположены в нарушение минимальных расстояний от оси газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью как самого ответчика, так и граждан, дома которых расположены в непосредственной близости от земельного участка ответчика, строения ответчика являются дополнительным катализатором и распространяющим пожар элементом в случае аварии на газопроводе, и удовлетворил исковые требования о возложении обязанности снести строения, расположенные в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода, на земельном участке, принадлежащем Г.

В удовлетворении исковых требований к застройщику, как не являющемуся собственником жилого дома и земельного участка, суд отказал.

Отменяя решение суда в части возложения на Г. обязанности по сносу строения и взыскания государственной пошлины и постановляя в отмененной части новое решение об отказе в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции указал, что спорное строение находится в охранной зоне лишь в своей незначительной части и под углом к газопроводу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в кассационном порядке признала выводы суда апелляционной инстанции ошибочными.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ “О газоснабжении в Российской Федерации” (далее – Закон о газоснабжении) охранная зона объектов системы газоснабжения – территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Читайте также:  В каком суде решаются трудовые споры

В соответствии с п. 6 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью шестой ст. 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Министерством топлива и энергетики России от 29 апреля 1992 г. и постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 г. N 9 (далее – Правила), предусмотрено установление охранных зон для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки).

Пунктом 4.4 Правил установлен запрет на возведение любых построек и сооружений в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта.

На основании части четвертой ст. 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Согласно п. 7.15 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 г. N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” (далее – Перечень).

Пунктом 40 Перечня предусмотрено, что применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона “Технический регламент о безопасности зданий и сооружений” подлежат следующие части СНиП 2.05.06-85* “Магистральные трубопроводы”: разделы 1, 2, 3 (пп. 3.1 – 3.15, 3.18 – 3.23, 3.25, 3.27), 4 (пп. 4.1, 4.2, 4.4 – 4.22), 6 (пп. 6.1 – 6.7, 6.9 – 6.31*, 6.34* – 6.37), 7 – 10, 12 (пп. 12.1*, 12.2*, 12.4*, 12.5, 12.7, 12.12*, 12.15*, 12.16, 12.19, 12.20, 12.30 – 12.33*, 12.35*).

Пункт 3.8 Перечня содержит таблицу 4, регламентирующую минимально допустимые расстояния от оси трубопроводов до объектов, зданий, сооружений.

Согласно таблице 4 в населенных пунктах при наличии газопровода диаметром свыше 300 до 600 мм запрещено строительство зданий и сооружений ближе чем на 150 м в обе стороны от оси магистрального газопровода.

Как следует из материалов дела, принадлежащий Г. земельный участок согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним относится к категории земель – земли населенных пунктов.

На основании п. 1 примечания к таблице 4 расстояния, указанные в таблице, следует принимать: для городов и других населенных пунктов – от проектной городской черты на расчетный срок 20 – 25 лет.

В силу п. 2 примечания к таблице 4 под отдельно стоящим зданием или строением следует понимать здание или строение, расположенное вне населенного пункта на расстоянии не менее 50 м от ближайших к нему зданий и сооружений.

Сославшись на незначительность нарушения минимально допустимых расстояний от оси газопровода до жилого дома ответчика, суд не учел, что, по смыслу Закона о газоснабжении, это обстоятельство само по себе не могло служить основанием для отказа в удовлетворении требований о сносе зданий, строений и сооружений, построенных ближе установленных минимальных расстояний.

Кроме того, суд апелляционной инстанции, придя к выводу о том, что истец мог избрать другой способ защиты своих интересов, не указал, какой иной способ защиты интересов истцу следовало избрать. Суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что судом первой инстанции по делу назначалась строительно-техническая экспертиза, на разрешение которой в том числе были поставлены вопросы о возможности изменения класса магистрального газопровода в целях устранения нарушений минимальных расстояний; наличии угрозы повреждения спорного строения, жизни и здоровью граждан в случае возникновения аварийной ситуации на газопроводе; наличии возможности проведения дополнительных работ по укреплению спорного строения. Эта экспертиза не была выполнена в связи с загруженностью отдела экспертиз, испытаний и проектирования автономной некоммерческой организации по экспертизе и испытаниям в строительстве.

Тем не менее при отсутствии заключения назначавшейся строительно-технической экспертизы суд апелляционной инстанции был вправе предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение наличия иного способа защиты интересов газовой компании и соблюдения требований охранной зоны магистрального газопровода.

Определение N 11-КГ15-33

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.07.2016)

Ссылка на основную публикацию
Заявление отпроситься с учебы
Здравствуйте и добро пожаловать на блог! Надеюсь, название статьи не слишком вас удивит). Да, я не совсем правильная мать и...
Заявление на розыск алиментщика приставам
При задолженности свыше 10 000 руб. судебный пристав вправе объявить розыск должника по алиментам. Это одна из исполнительных мер для...
Заявление на судью в следственный комитет
Обоснованная и грамотно составленная жалоба на судью может повлечь применение дисциплинарного взыскания к судье вплоть до прекращения его полномочий. Но...
Заявление по причине болезни
Кому и когда может понадобиться? Отгул может понадобиться любому работнику, так каждый день возникает множество непредвиденных ситуаций, связанных с благополучием...
Adblock detector